«Мечты» на сцене: зрители рязанского драмтеатра стали свидетелями рождения звукового кино. Репортаж
В среду, 6 марта, на сцене рязанского Театра драмы состоялся премьерный показ комедии «Dreams» режиссёра Натальи Минской. Наталья – молодой режиссер-постановщик, выпускница ВГИК им. Герасимова и московской школы сценарного мастерства Южно-Калифорнийского университета, дочь главврача Детской областной клинической больницы, в недавнем прошлом – зампреда правительства Рязанской области Татьяны Панфиловой.
В спектакле обыгрывается Америка конца 20-х годов. В частности, Голливуд. Комедия рассказывает об одном дне из бурной жизни киностудии «Сэлфиш».
Зрителей рассаживают прямо на сцене – для полного погружения в эпоху свободных нравов и немого кино. Атмосфера в зрительном зале неформальная и дружеская. В глаза сразу же бросается большой экран, установленный на сцене. Создается впечатление, что публика пришла вовсе не на спектакль, а в кинотеатр.
Но вот, на сцене появляются главные герои постановки – Мэри и Мейсон. Она – актриса, он – режиссёр. Они влюблены друг в друга и мечтают добиться успеха. Однако пока что они «вне системы». Но у Мейсона созревает план, и он проникает в самый центр съемочной суматохи на голливудской киностудии «Сэлфиш». Её продюсер снимает «массовое» кино, наполненное «экшном» и шутками «ниже пояса». В этом ему потакает вся студия: секретарша, неравнодушная к сладостям и курящая сигареты прямо на сцене, кинозвезда, влюбленная в оператора и расхаживающая в одних чулках, актер-соблазнитель с вовсе не соблазнительным голосом и тягой к кулинарии, целая труппа домохозяек, жаждущих славы и сценарист, которому приходится во всем соглашаться с начальством.
Действо в недрах «Сэлфиша» идет полным ходом: экспрессивный режиссёр изо всех сил старается объяснить актерам, как нужно вести себя на «нормальном» свидании, Мейсон пытается протолкнуть свой сценарий фильма «Dreams», продюсер стремится этот сценарий переделать, а режиссёр решает экранизировать «Евгения Онегина».
«Онегин» у работников Сэлфиша получается самым что ни на есть голливудским. Искрометная пародия на представление американцев о России не оставляет ни одного зрителя равнодушным – весь зал смеется от души. Голливудский Онегин ложками ест черную икру, пьет самогон и танцует с медведем. А заканчивается вся эта феерия объявлением в газете Times о приходе звука в кино. И актеры получают возможность говорить открыто – продюсер выслушивает все претензии каждого из них.
Отличительной особенностью «Dreams» являются вкрапления в спектакль коротких видеороликов, транслируемых зрителю на том самом большом экране. Некоторые из этих роликов заменяют собой фрагменты постановки, некоторые имеют вполне самостоятельный сюжет. Все ролики немые и черно-белые, в духе эпохи. Все эти мини-фильмы сняты на улицах Рязани.
Временами «за кадром» звучит голос, предваряющий действо и рассказывающий о типичных особенностях кинопроизводства и нравах Голливуда конца 20-х годов прошлого столетия.
Герои то и дело скандируют лозунг студии «Сэлфиш» – «Искусство ради искусства», однако то, чем занимается эта киностудия – скорее искусство ради денег. Наталья Минская четко ставит перед зрителем проблему противоречия высокого искусства и низменных потребностей массовой аудитории, поднимает вопрос о том, что же важнее – «сделать» на фильме деньги или снять что-то действительно стоящее?
В течение всего спектакля актеры взаимодействуют со зрителем. Зал кидает в шляпу Мейсона мелочь и включается в голосование «за» или «против» его сценария. Это разряжает обстановку и еще больше сближает аудиторию с происходящим на сцене.
Минской удалось полностью погрузить публику в атмосферу эпохи черно-белого немого кино. Она рассказывает не только о кинобизнесе и голливудской коммерции, но и о чересчур свободных нравах тех времен.
Анна Бирюкова. Фото Ольги Киндиновой