Украинский «Святой Валентин» – иеросхимонах Диосифей – был девицей дворянского происхождения из Рязани
Возле входа в Троицкий храм Китаевской пустыни в Киеве виднеются несколько старинных могил, пишет украинская Комсомолка. Одна из них – иеросхимонаха Досифея. Днем и ночью на ней горит лампадка, и всегда, даже в зимнюю стужу, лежат цветы. Это заслуга не только насельников обители и паломников. Здесь часто можно увидеть юношей и девушек, вместе и поодиночке сидящих на скамеечке, о чем-то мечтающих и, видимо, ищущих у Досифея поддержки в самом сокровенном.
Сначала ходила по всяким бабкам-ворожкам. Они пророчили мне счастье и удачу, обещали вернуть любимого, только все без толку. Случайно узнала от знакомых, что был такой монах, покровитель влюбленных. Первый раз пришла сюда зимой. Хлестал ливень, было сыро и противно. Я оцепенело глядела на пламя свечи и тихо плакала, спрашивая, будем ли мы вместе с моим Димой или нет? Внезапно огонек стал разгораться и расти! Наверняка это многим покажется странным, только я восприняла случившееся как знак благословления. Когда вернулась домой, мне позвонил Дима – после молчания целых два месяца!
Православная церковь вспоминает преподобного Досифея 8 октября.
Откуда же взялся в Киеве удивительный монах? Судьба Досифея вполне могла стать сюжетом для авантюрного романа. В церковных архивах сохранилась следующая версия жизни великого подвижника. В 1721 году в Рязани у богатых и знатных дворян Тяпкиных родилась дочь Дарья. Жила она в роскоши, окруженная лаской и родительской любовью. Ее родная бабушка, овдовев, постриглась в монахини в московском Вознесенском монастыре. По просьбе родственницы отец и мать однажды привезли двухгодовалого ребенка в Москву и оставили девочку в монастыре. За тихими стенами обители крохотная Даша пробыла до девяти лет. Выучилась молитвам, церковным обрядам, привыкла к аскетическому укладу жизни. Когда вернулась домой, внезапно поняла, что красивые наряды и суета высшего общества – не для нее. Последней каплей стала новость, что ее, 15-летнюю барышню, задумали выдать замуж.
– Тогда Дарья остриглась, купила мужскую крестьянскую одежду и пешком добралась до Троице-Сергиевой лавры, – рассказывает эксперт по киевской старине Петр Архипов. – Выдавая себя за подростка, попросила принять ее в послушники. Царский указ запрещал скрывать в монастырях беглых, но худощавого «отрока» Досифея оставили тайно.
Через некоторое время в Троице-Сергиеву лавру случайно приехало Дашино семейство, и она снова была вынуждена бежать. На сей раз – в Киево-Печерскую лавру. Там ей отказали. Тогда Дарья добралась до Китаевской пустыни и вырыла себе пещеру, где и поселилась под именем Досифея.
Она питалась одним хлебом и водой и за все время своего существования под землей ни разу не зажгла огня! Показала большие и тяжкие духовные подвиги, которые не под силу даже крепким мужчинам.
Впрочем, имеется и другая версия побега героини нашего рассказа. Якобы Даша была влюблена в парня из бедной семьи, а родители запретили ей выходить за него замуж. После того девушка и решила бежать в мужском костюме. Хотя, если верить такому предположению, непонятно, отчего Дарья так целенаправленно хотела сделаться монахиней (даже монахом!). Ведь постриг наверняка разлучал ее с возлюбленным.
Паломники, тщательно изучавшие житие необычного инока, выяснили, что Досифею хотели передать в управление обитель в Китаево. Но чем чаще подвижнику это предлагали, тем глубже он уходил в пещеры.
– Чтобы никто не разгадал его тайны, божий угодник изуродовал себе лицо, – добавляет паломница Татьяна из Тернополя. – Так в нем совершенно не могли угадать женщину. Кроме того, от постоянного пребывания под землей у Досифея появилась растительность на подбородке и щеках. За великий подвиг отречения ему был послан свыше дар предвидения.