Заброшенный, но не забытый. В Рязани хотят застроить многоэтажками Цветной бульвар
Цветной бульвар — небольшая, протяженностью 385 метров, улица в центре Рязани, спрятанная внутри квартала вместе с горсткой старинных домишек, построенных в XIX веке крестьянами Троицкой слободы. Этой весной историческое место в очередной раз стало предметом ожесточенного спора, участниками которого выступили хозяева частных домов, жители соседних многоэтажек и представители застройщика.
Разговоры о перепланировке участка земли в границах улиц Малое шоссе, Кооперативный переулок и Цветной бульвар ведутся как минимум девять лет — в 2012 году администрация города заключила договор «о развитии застроенной территории» с ООО «Цветной бульвар». При этом сменить место жительства собственникам исторических домов настойчиво предлагали еще с 2005 года.
Предполагалось, что при проектировании территории учтут видение рязанцев. В сентябре 2012 года мэрия организовала десятидневный сбор пожеланий и предложений от горожан, но, судя по отсутствию последующих тематических публикаций, этот жест был лишь формальностью.
Однако в 2016 году управление благоустройства озвучило идею создать в городе еще одну пешеходную улицу — «вторую Почтовую». Планировалось, что она появится как раз в зоне нынешнего конфликта интересов — на Малом шоссе, от Вокзальной улицы до Первомайского проспекта. На новом бульваре собирались высадить деревья, поставить фонари, лавочки, парковые скульптуры, чаши с цветами и даже установить небольшой фонтан.
Но мечтам рязанцев о зеленом оазисе в плотно заселенном микрорайоне было не суждено сбыться. И уже в 2019 году появились новости об изменении генплана и переводе части исторического места в зону застройки многоэтажками. Сначала речь шла о возведении одного многоквартирного дома, чуть позже на чертеже их стало четыре.
Весной 2021 года сторонники превращения города в каменные джунгли перешли от презентаций к активным действиям. В конце марта на Цветной бульвар был совершен налет. Со старинных каменных домов варварским образом сбили декоративные элементы кладки, с деревянных — сняли резные оконные наличники.
По мнению жителей, это было сделано для того, чтобы историческое место потеряло культурную ценность и стало соответствовать определению «бомжатник», которое дали ему собственники частных земельных участков и ветхих лачуг на Цветном бульваре, якобы желающие расселиться в комфортабельные квартиры…
«Ни один суд меня не выселит»
Не тронули вандалы лишь один дом — самый крайний, №32. На интернет-картах он отмечен звездочкой, как достопримечательность. На всей улице он единственный, сохранившийся практически в первозданном виде. «А что ему будет? — задается риторическим вопросом хозяйка Наталья Рытова. — Это крепость. Стены почти метровые. Перекрытия крыши — сосна, сейчас такого дерева-то нет. Тогда строили на совесть, тем более для церкви. Он все эти многоэтажки переживет, если за ним ухаживать».
До революции дом, действительно, использовался для нужд церкви. На первом этаже располагалась просфорня — комната для выпечки богослужебного хлеба, на втором жили служители Троицкого собора.
Краевед Игорь Канаев более 20 лет водит экскурсии на Цветной бульвар. Рассказывает, что церковный дом является уникальным примером перехода традиций древнерусского деревянного зодчества в каменную архитектуру: декоративные элементы кирпичной кладки повторяют мотивы старинной резьбы по дереву. Кроме того, ажурные украшения под самой крышей, отделка окон и углов здания — это архитектурное напоминание о стоявшем неподалеку Троицком соборе.
Этот дом, а также соседний — №30 входили в ансамбль Троицкой площади (ныне площадь Победы) наряду с самим Троицким собором (сейчас на его фундаменте стоит МКЦ) и Александровской учительской семинарией (сейчас — корпус факультета экономики РГУ им. Есенина). Все эти здания были выполнены из красного кирпича в едином стиле. В этом можно убедиться, если обойти кругом бывшую семинарию: передний ее фасад отреставрирован, но со двора все еще можно увидеть старую кладку.
Землю под эти общественные объекты городу подарили крестьяне Троицкой слободы, они же выделили деньги на строительство.
Наталья Рытова живет на Цветном бульваре с 1976 года и съезжать не планирует даже сейчас, когда все остальные частные дома расселили и разорили. Последние 15 лет и ей регулярно напоминают о необходимости сменить место жительства: то на бумагах признают дом аварийным, как было в 2005 году, то придут с уговорами. «И вдали от центра жилье предлагали, и в центре, и деньгами. Но дело-то не в предложениях, а в том, чтобы дом сохранить, — с грустью говорит женщина. — Так что никакие предложения даже и не рассматриваются. Я здесь живу, я имею право на это жилье. И ни один суд меня не выселит».
Стоит отдать должное заинтересованной стороне — за все эти годы в адрес непреклонной хозяйки не поступило ни одной угрозы. Однако Наталья не перестает опасаться «случайного» пожара. Соседей из дома №34-а расселили в 2005 году, из дома №30 — в 2008 году, остальные строения даже внешне выглядят непригодными для жилья. И получается, что ее маленькая крепость — последний оплот старины на пути застройщика. Без сноса «церковного» дома существующий проект возведения многоэтажек реализовать будет невозможно.
«Не боитесь, что детей затащат и изнасилуют?»
Наталья Рытова — единственная из собственников частных домов, кто на публичных слушаниях 1 апреля 2021 года высказался против застройки. Остальные в один голос защищали идею сноса «ветхих лачуг», мимо которых «ходить страшно».
«Я полностью поддерживаю данный проект. Мне надоело, как жителю города в первую очередь, смотреть на эту грязь, мусор, на эти вечные пожары, — заявила хозяйка дома №34-а Юлия Жарикова. — А как собственник, я несу ответственность за эту рухлядь, которая постоянно создает угрозу, в том числе для ваших детей. На меня постоянно пишут жалобы, что я должна следить за всем происходящим. Там бомжатник, крысы живут, сборище с вокзалов идет. Давайте все-таки сделаем красивым наш город».
«Вы не боитесь, что у вас детей туда затащат, изнасилуют или еще что?» — восклицала собственница первого этажа дома №32 Лариса Образова.
«А кто же этот бомжатник тут развел?» — возмущается Наталья Рытова. По словам женщины, ее соседи снизу сами выбили окна своей квартиры, сняли доски пола, оставив вместо него земляную яму. Это было сделано специально, чтобы придать строению нежилой вид перед приходом экспертной комиссии по признанию дома аварийным.
Может показаться, что объяснение этому вандализму лежит на поверхности: люди любой ценой хотят получить современную квартиру «с удобствами», а не топить печку и греть воду, чтобы помыться. Такие аргументы собственников тоже звучали на публичных слушаниях.
Однако Наталья за последние годы ни разу не видела на своей улице тех несчастных, страдающих от неустроенного быта «жильцов», кто так яростно высказывался за снос своих владений. При этом пройти, скажем, в дом №34-а можно только через ее калитку, с других сторон территория загорожена листовым железом выше человеческого роста.
Да и отопление в домах уже давно не печное. «Да вы что! Ни в одном доме нет печки! Если посмотреть техпаспорт, там везде газ, газовые горелки. Про печку специально сказали, проверять-то эту информацию никто не будет», — удивляется Наталья фантазиям собственников, делая вывод, что все они могут преследовать интересы застройщика.
Что обещает застройщик?
Инициатор «развития» данной территории — ООО «Цветной бульвар». По словам его представителя Виталия Черных, цель проекта — формирование комфортной безопасной городской среды, придание ей эстетичности. Для реализации этой цели на треугольном клочке земли, окруженном многоэтажками, планируется возвести еще четыре многоквартирных дома высотой в девять и десять этажей.
Как сообщил главный архитектор проекта Марина Талалина, площадь застраиваемого участка составляет 2,72 га, или 27 200 кв м. Даже исходя из этих данных, можно предположить, что вместить в столь ограниченное пространство несколько домов с прилегающей территорией не так уж просто. Задача представляется и вовсе невыполнимой, если учесть, что реальных квадратных метров в «треугольнике раздора» и того меньше. Грубый, «по максимуму», подсчет площади в онлайн-сервисе показывает, что проектировщик приписал участку как минимум 6 000 кв м.
По всей видимости, стесненные условия «развития» не смущают застройщика. Он обещает создать здесь элитный микрорайон — с домами бизнес-класса, подземными и гостевыми парковками, детскими площадками, тротуарами и озеленением «выше нормы».
«Проектом предусмотрена прокладка новых коммуникаций, строительство новой трансформаторной подстанции, что улучшит электроснабжение в том числе и окружающих домов. Предусмотрена реконструкция улично-дорожной сети, строительство подъездов и тротуаров. В зданиях запланированы машино-места, в соответствие с действующими нормами и даже их превышающими. Проблем с парковкой там особо не будет, машины новых собственников не составят неудобства жителям окрестных домов», — поделился соображениями Виталий Черных.
Также он отметил, что улица Малое шоссе — это въездные ворота города и его лицо. По версии застройщика, гостей Рязани, выходящих с вокзала, должны встречать современные здания с красивой архитектурой, а не убогие древние постройки. В качестве примеров подобных решений Черных привел такие города, как Калуга, Пенза, Курск.
В случае одобрения проекта строительство будет идти постепенно на протяжении 5-7 лет. Начнется оно с исследования культурного слоя бывшей Троицкой слободы, а первый дом вдоль Малого шоссе появится не ранее 2023 года.
Сопутствующие проблемы
За несколько дней до проведения публичных слушаний жители близлежащих многоквартирных домов №66 корпус 2 и №64 корпус 2 по Первомайскому проспекту направили обращение в адрес губернатора Николая Любимова, где высказались категорически против застройки квартала. По их мнению, возведение новых жилых комплексов может привести к катастрофическим последствиям.
Свою позицию горожане обосновали сразу несколькими аргументами, которые отражены в письме к Николаю Любимову. Приведем отрывок этого документа с сохранение авторской стилистики.
«Во-первых, забивка свай для возведения многоэтажек из-за чрезмерной плотности застройки может привести к появлению трещин на стенах наших домов и создать риск обрушения кладки, а значит, привести к человеческим жертвам.
Во-вторых, на предполагаемой стройплощадке грунтовые воды залегают близко от поверхности земли. В подвалах наших домов практически постоянно стоит вода, а новое строительство, скорее всего, приведет к еще большему подтоплению и вызовет настоящий жилищно-коммунальный коллапс в наших домах.
В-третьих, появление новых многоэтажных зданий в непосредственной близости от наших домов нарушает нормы инсоляции и фактически приведет к исчезновению зеленой зоны на территории нашего квартала».
Жители двух рязанских многоэтажек попросили главу региона вмешаться в складывающуюся ситуацию и сделать все зависящее для недопущения опасной застройки в центре Рязани.
На публичных слушаниях представитель ООО «Цветной бульвар» пытался развеять опасения горожан, заверяя, что для новых домов запланировано строительство монолитного фундамента-плиты и свайные работы вестись не будут, что проектировщики просчитали нормы инсоляции и плотности застройки. Однако жителей многоэтажек не удовлетворили представленные объяснения. Свою позицию во время слушаний они выразили крайне эмоционально.
«Мы имеем право на достойное комфортное жилье. Посмотрите, там внутри дома напиханы друг на дружке. Комфорт уже существующих домов будет нарушен полностью!» — возмутилась Ольга Аверцева, жительница 12-этажного дома №66 корпус 2.
«Если на нашем пустыре влепят высотный дом, мы будем смотреть лоб в лоб, в окна друг другу заглядывать. У нас и так нет своей территории, своей площади. Вы думаете об этом или вы о людях не думаете совсем? Мы это дело не оставим, будем писать в Москву!» — добавила Нина Антонова из того же дома.
«В презентации проекта нет практически никакой конкретики. Такое впечатление, что застройщик слабо представляет, какие проблемы возникнут у жителей квартала после того, как сюда воткнут эти дома», — резюмировал Николай Антонов, собственник квартиры в 12-этажке.
Плюс транспортный коллапс
По плану застройщика, в новых домах будет порядка 300 квартир, общая их площадь составит 24 880 кв м. Расчетное количество проживающих — около тысячи человек.
Легко предположить, что в домах бизнес-класса будут жить семьи, имеющие машины, и не по одной. При этом прямого выезда на городские улицы проектировщик не планирует. Чтобы попасть на Первомайский проспект, сотни машин будут кружить по внутриквартальным дорогам, которые «пока не сформированы». А на пересечении с проезжей частью будет бесконечный затор. Такую перспективу обрисовал Григорий Мишаков, житель дома №7 по улице Вокзальной, который также граничит с территорией будущей застройки.
«Хочу обратить внимание на проезд между этими домами. Там уже сейчас полный коллапс. Там поток идет не меньше, чем на Первомайском проспекте. Мимо моего подъезда постоянно едут машины. Это сейчас, без ваших домов. И вы туда еще тысячу человек заселите. Если вы с четырех домов соберете еще поток машин, то там будет пробка на несколько часов. Что там будет твориться! Там вообще будет ужас!» — возмутился мужчина.
Как таковой прилегающей территории у дома нет — ни тротуаров, ни парковок, ни детской площадки. Водители давно облюбовали этот квартал для сквозного проезда. «У нашего дома 6-ой подъезд выходит прямо на дорогу. Я видел собственными глазами, как там женщина с коляской еле уворачивалась от этих машин», — рассказал Григорий.
«У нас дом стоит, а вокруг одна езда, с одной стороны и с другой, одни сплошные машины. Ни погулять, не выйти спокойно. Выйдешь к крыльцу — машина, только уклоняешься, прыгаешь обратно на крыльцо. А с вашими домами нас вообще задавят и удушат», — пожаловалась жительница того же дома Людмила Борисова.
«У нас дети в школу ходят — нет ни одного пешеходного тротуара. Они ходят, а их сзади подталкивают машины», — высказалась Ольга Аверцева из дома №66 корпус 2 по Первомайскому проспекту.
Нагрузка на школы и детсады
Еще одна насущная проблема — увеличение нагрузки на социальные объекты. В микрорайоне работают две школы — №39 и №13. Обе переполнены, в классах более 30 человек, некоторые учатся во вторую смену.
Вместе с тем застройщик уже определил детей из новых многоэтажек в еще не существующую школу на улице Дзержинского, которую власти планируют построить на месте троллейбусного депо. На закономерный вопрос горожан, что будет, если школа так и не появится, Виталий Черных ответил уклончиво.
«Дело в том, что данный проект не предусматривает строительство каких-то социально-культурных учреждений, это не предусматривается договором о развитии застроенной территории. Думаю, нагрузка будет исходить не только от этих домов, население уплотняется на всей территории города, увеличиваются семьи, приезжают люди. И строительство школы обусловлено не только нашим проектом, а общей демографической ситуацией. Я думаю, проект строительства школы будет реализован, в этом заинтересованы в том числе и власти города», — предположил представитель застройщика.
Не лучше и ситуация с детскими садами. Здесь их всего два — № 33 и № 10. Однако и это застройщик не считает за проблему. Архитектор Марина Талалина продемонстрировала разработанную схему доступности населения к объектам обслуживания, согласно которой все необходимое для жизни будущих новоселов имеется в шаговой доступности.
То, как составлялись карты и схемы для проекта, иллюстрирует один факт. На слушаниях жительница дома №64 корпус 2 по Первомайскому проспекту Людмила Мун выразила опасения, что под застройку у них могут отобрать часть прилегающей территории, которая от разного рода посягательств огорожена забором. На чертежах застройщика этот кусочек земли площадью 237 кв м отходит под строительство нового комплекса.
«В прошлом году наш дом участвовал в федеральной программе по благоустройству дворовой территории. Мы сделали детскую площадку, парковку, огородили забором. Из-за расхождения схем получилось так, что наш дом взял часть муниципальной земли в аренду. И вот сейчас на ваших картах этот участок не отображен. Сходите на местность, посмотрите, сфотографируйте. Чтобы увидеть это не только по картам, но и наяву», — призвала Людмила.
А может все-таки зеленую зону?
Жители многоэтажек единодушно высказались за устройство на спорном месте зоны для отдыха и прогулок. «Это место называется Цветной бульвар. Что такое бульвар? Это территория, подразумевающая парк. Почему у нас только высотные дома являются лицом города? Почему нельзя зеленую зону сделать? Велосипедные дорожки? И сохранить старинные дома. Мне, например, больше нравится смотреть на дом, который стоит в изразцах. Это лучше, чем поставят нам там глухую стенку», — озвучила общее мнение Ольга Аверцева из дома №66 корпус 2 по Первомайскому проспекту.
Женщина отметила, что в 70-х годах город был первый по озеленению в РСФСР, чего нельзя сказать о современной Рязани.
«Если город может позволить себе выкупить эти земельные участки и сделать на этой территории парк, то, думаю, никто возражать не будет. Мы взялись за это дело с той целью, чтобы расселить жителей, которые живут десятками лет в аварийных домах», — ответил Виталий Черных.
Рассчитывать на то, что администрация города проявит инициативу и найдет средства на обустройство здесь зеленой зоны, к сожалению, не приходится. Поэтому все идет к тому, что пространство, переданное полтора столетия назад предками современных рязанцев под общественные сооружения, превратится в очередной каменный лабиринт.
А экскурсии продолжатся…
Экскурсовод Василий Фролов мечтает о том, чтобы сделать в одном из старинных домов Цветного бульвара музей истории Троицкой слободы. «Информация об этом историческом месте разрозненна. То, что представлено в Рязанском кремле, касается, в основном, центральной части города. Троицкая слобода была очень красивым уголком, здесь селились довольно зажиточные люди. Сейчас этот огромный пласт нашей истории может быть утерян», — поделился мыслями Василий.
Идею создать музей разделяет и краевед Игорь Канаев. «У нас все кругом застроено безликими высотными домами, единственное светлое пятнышко — Цветной бульвар. В XIX веке, после прихода сюда железной дороги, это место было самой быстроразвивающейся частью Рязани, локомотивом всего города. Если эти дома реставрировать, в них можно сделать ремесленные мастерские, детские кружки, но музей, конечно, лучший вариант. Есть много старых фотографий, предметов быта, много знаменитый деятелей, которые родились в Троицкой слободе. Лучшего места, где можно было бы собрать все это воедино, не придумаешь», — говорит он.
Но даже если этого не произойдет и дома все-таки пойдут под снос, краевед не остановит свои экскурсии. «Буду брать фотографии и приводить сюда людей. Показывать, как ради денег губят город с почти тысячелетней историей», — сожалеет Игорь Канаев.