Скромное обаяние мандата. Почему рязанцы рвутся в депутаты гордумы
Меньше, чем через две недели состоятся выборы депутатов Рязанской городской думы нового созыва. Правда, большинство жителей областного центра об этом даже не подозревают. В проблемах ЖКХ, неурядицах с общественным транспортом, разбитых дорогах, ветшающих домах, спорной застройке и зловонном воздухе люди обычно находят других виновных — мэра, губернатора или олигархов.
Орган с широкими возможностями
Обычные рязанцы в большинстве не знают, чем занимается дума и кто их депутат по округу. Однако у самой думы есть достаточно широкие полномочия. Она принимает и распределяет бюджет Рязани, устанавливает местные налоги, избирает мэра, утверждает Генплан, распоряжается муниципальным имуществом и судьбой муниципальных предприятий. Понимая, какой властью обладает муниципальный парламент, получить места в нем стремятся представители различных политических партий и крупного капитала.
В гордуме заседают 40 человек, половину выбирают по одномандатным округам, еще 20 становятся депутатами по партийным спискам. В последние лет 15 представительный орган стал похож на клуб лоббистов различных мастей. Мандат позволяет владеть подробной информацией о муниципальных проектах, влиять на распределение бюджетных денег, продвигать выгодные решения для собственного или дружественного бизнеса.
В выборах, что пройдут в воскресенье, 10 сентября, по одномандатным округам участвуют более 90 кандидатов. Кроме того, свои списки представили шесть политических партий — «Единая Россия», «Коммунисты России», КПРФ, ЛДПР, «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Справедливая Россия — Патриоты — За правду».
Если учесть отсутствие реальной политической конкуренции на большинстве отечественных выборов и мощный административный ресурс партии власти, у предстоящего голосования есть две интриги. Первая — сколько представителей не от «Единой России» пройдет в думу. Сейчас ЕР имеет 25 мандатов из 40
Вторая — смогут ли получить мандаты кандидаты, готовые открыто и аргументированно полемизировать с коллегами по поводу решений, навязываемых депутатским большинством. С конца нулевых годов рязгордума все реже становилась местом для дискуссий и конфликтов, но в зале заседаний спокойствие царило не всегда. Напомним лишь несколько ярких скандалов и инцидентов прошедших двух десятилетий.
Игры депутатов
В конце декабря 2004 года состоялось заседание Городского совета Рязани (думой он стал называться с 2008 года — ред.), на котором в то время губернатор Георгий Шпак планировал сместить с должности действующего председателя, члена «Единой России» Виктора Варгина, заменив его на своего протеже Анатолия Игумнова, экс-мэра Чебоксар, недавно получившего депутатский мандат в Рязани.
Но обратимся к более поздним временам. Последняя серьезная перепалка между думцами и региональной властью случилась в 2015 году из-за возможной концессии (передачи в долгосрочную аренду частному бизнесу — Ред.) муниципального предприятия «Водоканал».
А спустя год произошел, пожалуй, самый яркий и изысканный обмен любезностями между депутатами. 23 июня 2022 года в конце заседания обсуждали вопрос работы приёмных. Председатель Татьяна Панфилова заметила, что часть депутатов уже вышла из зала.
За ней Алексей Захаров заявил, что «у нас депутат-одномандатник ушел, когда вопрос обсуждался по его округу».
Спустя несколько секунд на реплику среагировал депутат Александр Сидоров, который дважды крикнул Захарову: «Кто куда ушел?».
Дальше следовал короткий, но очень содержательный диалог.
Сидоров. — Еще раз спрашиваю, кто куда ушел?
Захаров. — Микрофон возьмите и говорите.
Сидоров. — Я тебе щас микрофон в одно место засуну.
На этом заседание завершилось. Судебных последствий для участников инцидент не имел.
О том, насколько учтивы и красноречивы будут депутаты нового состава гордумы, мы узнаем уже этой осенью.