Пыль и прибыль. Кому выгоден миф об убыточности рязанского «Водоканала»?
Возможная передача рязанского «Водоканала» в долгосрочную концессию крупной бизнес-структуре накануне выборов в Рязоболдуму для региональных и муниципальных властей пока отошла на второй план. После того, как околополитические страсти утихнут, обсуждение этой проблемы, скорее всего, вспыхнет с новой силой.
Главные вопросы, которые волнуют как рядовых рязанцев, так и народных избранников — зачем муниципальное предприятие нужно отдавать некой частной структуре и что же готов сделать инвестор с «Водоканалом» за 49 лет безраздельного владения?
За чей счет банкет?
Гендиректор группы компаний «Росводоканал» Антон Михальков на онлайн пресс-конференции рассказал о планах относительно рязанского предприятия.
Топ-менеджер говорил про изношенность сетей и необходимость миллиардных инвестиций в модернизацию «Водоканала».
В первую очередь «Росводоканал» обещал раскошелиться на ремонт водопроводных сетей и очистных сооружений, замену запорной арматуры и гидрантов.
Журналисты предложили гендиректору подкрепить заявления цифрами, в ответ «росводоканальцы» пообещали предоставить информацию о деталях предполагаемой сделки.
Семь благородных целей
Потенциальные концессионеры свое обещание сдержали. В присланных документах говорится, что за первые 15 лет «Росводоканал» планирует вложить в модернизацию рязанского предприятия 3 млрд 589 млн рублей. На эти деньги якобы реализуют около 60 проектов от строительства станций ультрафиолетового облучения и обезжелезивания воды до создания автоматической системы учета стоков.
Отдельный раздел презентации посвящен целям проекта. Оказывается, у концессии их целых семь и одна благородней другой: социальная ответственность, цифровизация [куда ж без нее — прим. ред.], клиентоориентированность, развитие человеческого капитала.
А вот про приумножение собственного капитала в документе ни слова. «Росводоканал» вряд ли готов работать в убыток. Тем более, что сейчас рязанский «Водоканал» является прибыльным предприятием. Судя по бухгалтерской отчетности на его официальном сайте, организация за 2019-й год получила 295 млн валовой и 69 млн чистой прибыли, а общие поступления от платежей по тарифам и оказания различных услуг составили 1 млрд 696 млн рублей. Из них 540 млн ушло на зарплату, а 1,1 млрд на выплаты подрядчикам.
Кто оплатит концессию?
Получается, потенциальный концессионер хочет забрать предприятие, которое и без сторонних денежных вливаний приносит почти один млн долларов (или 69 млн рублей) в год.
Понятное дело, «Росводоканал» — это не какие-нибудь «рога и копыта». Группа компаний эксплуатирует 16 500 километров водопроводных сетей в 7 регионах. Но передача «Водоканалов» в руки даже такого крупного инвестора далеко не всегда обеспечивала этим стратегическим важным предприятиям счастливое плавание.
У руководителей города и региона есть достаточно времени, чтобы подумать, стоит ли расставаться с прибыльным активом. Пока концессионное соглашение вызывает немало вопросов. Наши источники в рязанской мэрии полагают, что финансовые обязательства по проектированию и строительству новых объектов водоснабжения и водоотведения, заложенные в проекте, могут повлечь дополнительную нагрузку не только на на концессионера, но и на бюджет города. При таком раскладе получается, что передачу «Водоканала» в частные руки оплатят рязанцы из собственного кармана.