Пионер, профессор и рыбачок. Летом в Рязани появятся новые мини-скульптуры «грибов с глазами»
В мае 2021 года Рязань заселили миниатюрные бронзовые «грибы с глазами». На главных улицах областного центра появились пять символичных скульптур: гриб-мудрец, рязанский коробейник, мужичок-боровичок, грибная команда и влюбленная пара.
Спустя год можно констатировать: «грибные» композиции прижились. Опасения создателей, что небольшие фигурки могут стать объектами пристального внимания вандалов, не подтвердились. Правда, у большинства отклеились QR-коды, по которым можно было считать историческую информацию. Но это не мешает рязанским грибам регулярно мелькать в соцсетях на фотографиях местных жителей и гостей города.
Эксперимент удался, посчитали авторы проекта. Идею решили масштабировать, охватив всю территорию Рязани: число грибов планируют увеличить до 22-х. Но это в перспективе, а пока в мастерской скульпторов Полины и Василия Горбуновых идет работа над второй «великолепной пятеркой». Их установят наступающим летом.
Журналист РЗН. инфо побывал в студии, где рождаются «грибы с глазами». И узнал, в каких точках города в скором будущем искать новые фигурки.
Рядом с Лидой и Шуриком
Каждая скульптура неслучайна — придумана «к месту». Так, читающий книгу гриб-мудрец стоит около библиотеки имени Есенина. Рязанский коробейник с баранками наперевес — на площади Ленина, которая раньше называлась Хлебной. Здесь два столетия назад шла оживленная торговля мукой и всем, что из нее изготовляли.
Пара под зонтом расположилась на Театральной площади, напротив одного из старейших театров России — здесь, по легенде, и познакомились влюбленные. Грибная команда лисичек на скейте остановилась на Лыбедском бульваре, где дети любят гонять на самокатах, велосипедах и прочем малогабаритном транспорте. Мужичок-боровичок на Почтовой улице символизирует знаменитых на всю страну рязанских мастеров — плотников, столяров, краснодеревщиков.
Вот и новая композиция «Профессор и студенты» обоснуется во дворе главного корпуса Рязанского государственного университета имени Есенина под старым дубом, недалеко от скамейки Лиды и Шурика. В составе миниатюры — целое грибное семейство. Профессор — в мантии, четырехугольной шляпе и очках, с интеллигентной бородкой и усиками, в руках держит глобус и книгу. Напротив — внимающие ему студенты с охапками конспектов.
Пионер — всем ребятам пример!
Около Дворца детского творчества на улице Есенина будет дежурить пионер. Эту фигуру, кстати, установят самой первой. Открытие запланировали на День защиты детей 1 июня. В свете решения Кремля возродить пионерию, которое озвучили 19 мая 2022 года, образ пришелся не только к месту, но и ко времени.
Композиция была придумана в двух вариантах. Покажем сначала тот, который останется только в эскизе.
Скульптуру под названием «рыбачок» поставят у пруда в Канищеве, рядом со школой № 69. Это подарок микрорайону от авторов. Именно здесь располагается их семейная мастерская.
Рядом с Муниципальным культурным центром, где работает балетная школа, застынет в позиции балерун. Музей лоскутного шитья «Шили-Были» на Первомайском проспекте украсит гриб-бабушка — на одном из этапов изготовления название фигурки сократилось до ласкового «Грибабушка». Она будет сидеть в кресле и шить лоскутное одеяло.
Забегая вперед, отметим, две последние фигуры еще в разработке, зато «Профессор и компания», пионер и рыбачок — отлиты и почти готовы занять свои места.
«Получается тропа. Человек начинает путь от библиотеки Есенина, идет до МКЦ, потом на Хлебную площадь, далее Почтовая, Лыбедский бульвар и Театральная площадь. Часа за полтора можно неторопливо обойти весь „грибной“ центр. Фигурки отмечены на Яндекс. Картах, искать их несложно, но интересно. Этот незамысловатый квест сможет разнообразить прогулку», — прокомментировал рязанский краевед Игорь Канаев.
От образа до бронзового изваяния
В мастерской на столах стоят розовые, похожие на зефир, аппетитные фигурки грибов. Это — второй этап создания скульптуры. Розовый приятный на ощупь материал — резина. Внутри спрятаны пластилиновые мастер-копии — прототипы будущих изваяний.
А начинается работа с эскизов. Их художница лепит тоже из пластилина — получаются уменьшенные двойники грибных моделей.
«Кто-то любит в рисунках думать, я люблю сразу в объеме, сначала маленький, потом побольше. Для поиска идеи тяжело вертеть большие формы, а когда образ уже найден, можно сделать эскиз в полную величину», — рассказывает Полина Горбунова.
Пластилин у скульпторов мягкий и податливый. Его переваривают из фабричного, добавляя «секретный ингредиент». Но несмотря на это, лепить подряд несколько часов довольно тяжело — руки устают.
«Полина могла бы выиграть чемпионат мира по рукопожатиям», — смеется Игорь Канаев.
Но вернемся к грибам-«зефиркам». После того, как розовое покрытие застывает, его разрезают и извлекают пластилиновую мастер-модель. Резиновый «негатив» потом будут заполнять растопленным воском. Но сначала «оденут» в гипсовый кожух, чтобы укрепить стенки слепка и избежать деформации восковой фигурки.
Получившуюся в итоге восковую копию везут на литейный завод в Солнечногорск, за 300 км от Рязани. Там с нее делают керамическую огнеупорную форму, вытапливают воск и отливают фигуру в бронзе.
Скульптуру отдают авторам на доработку — полировку и чеканку. Этим в семье Горбуновых занимается Василий.
Отметим, что грибы внутри пустые, толщина стенки — 0,5 см. Бронзовые фигурки нельзя делать полнотелыми, поскольку материал дает сильную усадку — корежится и втягивается при остывании.
«Чтобы из гриба не сделали яйцо»
Стол в мастерской запорошен бронзовой пылью. По периметру разложены инструменты — болгарка, шлифовальный станок, чеканные молотки, машинки для бронзообработки, щетки из латуни. Здесь художник превращает грубое изделие в детализированную скульптуру: стачивает сварочные швы, прорабатывает мелкие прожилки, которые сгладило литье.
«Эту работу мы заводу не доверяем. Там могут увлечься и смахнуть половину деталей. Мы забираем, чтобы из гриба не сделали яйцо. Ведь задача — не отполировать до блеска, а убрать дефекты, максимально сохранив то, что вылеплено руками», — делится Полина.
На заводе грибы «прожили» почти месяц. И вот на днях, 23 мая, вернулись в мастерскую в практически финальном обличии. Неделя — и фигурки будут готовы к установке.
Кстати, прошлогоднюю партию грибов отливали в двух экземплярах — «на всякий случай». Необработанные копии мудреца, коробейника и прочих героев-первопроходцев хранятся в мастерской у художников.
Последний штрих — поиск подходящего камня, в который «посадят» гриб, вмонтировав на специальные шпильки — «закладные уши». Рязанская область, как известно, регион не скалистый: хорошие булыжники на дороге не валяются. Поэтому подобрать «постамент» бывает нелегко.
В дальнейшем камень установят на фундамент, и новый арт-объект надежно обоснуется в одном из уголков Рязани.
«Я обречена на грибы»
Идея украсить областной центр бронзовыми мини-грибами возникла еще в 2020 году у рязанских краеведов во главе с Игорем Канаевым. Реализовать проект предложили Полине и Василию Горбуновым, известным по таким работам, как «Свинья-копилка» около «Приобанка», памятник космонавту Владимиру Аксенову на улице Циолковского, памятник генералу Василию Маргелову на одноименной площади около училища ВДВ (в соавторстве с Борисом Горбуновым), фигуры святых Петра и Февронии в селе Ласково.
Также из-под рук скульпторов вышли большие «Грибы с глазами», установленные рядом с областной филармонией, с которых и начался «грибной» проект.
«Сейчас чувствую, что начинаю повторяться, „исписываться“. Когда так много объектов одной тематики, сложно придумать все оригинальное. Хочу, чтоб другая рука что-то сделала. Но наши скульпторы — один занят, другой — „ой, я мелочи не люблю делать“. Третий в Голландию на два месяца уехал. Получается, я обречена на грибы», — шутит Полина.
Формат мини-фигурок выбрали не случайно. Такие арт-объекты можно установить практически в любом месте, без привязки к архитектуре. Но несмотря на маленький размер — около 20 см — в каждой есть, что поразглядывать. Полина большое внимание уделяет деталям, поэтому каждая скульптура — настоящая сюжетная зарисовка.
«Смотрите, рыбачок одну рыбку уже поймал, а тут кошка поджидает. У пионерчика туфельки с пряжками, шортики, галстук на бок немного съехал, в руках самолетик-планер», — не скрывает восхищения Игорь Канаев.
Интересно, что в образах использованы только съедобные виды грибов — подосиновик, подберезовик, белый, лисички, вешенки.
Родом из детства
За чашкой чая среди творческого хаоса Полина рассказала, почему связала свою судьбу со скульптурой.
Художница выросла в небольшом, чем-то похожем на рязанскую Солотчу, городе Сосновый Бор на берегу Финского залива. Из детства она вынесла множество ярких «эстетичных» впечатлений.
Например, в Сосновом Бору в 1980-х годах снимали фильм «Сказка о звездном мальчике» — в недавно отстроенном уличном игровом комплексе «Андерсенград». А двор самой Полины — настоящая крепость с башенками и арками — в 1968 году признали лучшим в СССР.
А еще она помнит разноцветные кусочки оплавленного стекла, которые, словно россыпи драгоценных камней, обнаруживались в разных закутках города — до революции здесь работал стекольный завод.
Родители были далеки от искусства: отец — геолог, мать — гидрогеолог. При этом папа любил вырезать из дерева. Видимо, творческий ген передался и Полине — ей очень нравилось лепить из пластилина.
«В детстве у меня никаких других дел не было, как лепить. Все играли в куклы, а мы с сестрами — в пластилиновых зверей, которых я слепила бесконечное количество», — вспоминает мастерица.
Дальше была художественная школа, где любимый предмет, конечно же, скульптура. И Серовское училище (сейчас Санкт-Петербургское художественное училище имени Рериха).
«Путь прямой, без ответвлений» — так описывает Полина свою дорогу в изобразительное искусство.
Сейчас художница уже вынашивает образы будущих «глазастых» жителей Рязани. Например, гриба Петрушки, который, с большой долей вероятности, когда-нибудь пропишется у театра кукол.