Нежидкие инвестиции. Возможный концессионер рязанского «Водоканала» попытался объяснить свою позицию
Одно из крупнейших муниципальных предприятий Рязани «Водоканал» планирует взять в долгосрочную аренду крупный частный инвестор. Называется это мудреным словом «концессия». Если объяснить его суть более понятным языком, то предприниматель или юридическое лицо получает во владение на определенный срок комплекс принадлежащего государству недвижимого имущества, взамен вкладывая в реконструкцию, модернизацию или создание новых объектов свои собственные средства. На время договора концессионер получает всю прибыль от использования актива.
Первый блин застрял в Гордуме
Рязанский «Водоканал» — крупное и стратегически важное предприятие, где трудится более тысячи человек. От его слаженной работы зависит бесперебойное снабжение областной столицы качественной водой и безаварийное функционирование канализационных сетей. Частный капитал собирался взять «Водоканал» в концессию еще в 2015 году. Тогда интерес к этому муниципальному предприятию проявлял «Росводоканал», входящий в небезызвестную «Альфа групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева.
Среди лоббистов сделки аналитики называли тогдашнего рязанского губернатора Олега Ковалева. Но концессионное соглашение так и не было подписано из-за противодействия депутатов Рязгордумы, а точнее стоящих за ними крупных бизнесменов регионального уровня. Условия передачи «Водоканала» влиятельной коммерческой структуре в 2015 году практически не афишировались. Противники концессии говорили, что частный бизнес собирался вкладываться в развитие «Водоканала» спустя 15 лет с момента подписания договора.
Прикидки и убытки
На этот раз та же коммерческая структура в лице «Росводоканала» решила сделать второй заход. Учтя прошлый неудачный опыт, подготовку к сделке решили сделать максимально публичной.
3 сентября на онлайн пресс-конференции гендиректор группы компаний «Росводоканал» Антон Михальков приоткрыл завесу над некоторыми деталями концессионнного соглашения, которое предлагается заключить на 49 лет.
По словам топ-менеджера, «Росводоканал» готов вложить в развитии рязанского «Водоканала» 49 млрд рублей в прогнозируемых ценах или 12 млрд рублей, исходя из текущей стоимости оборудования и услуг.
Ссылаясь на сайт Федеральной антимонопольной службы, гендиректор утверждал, что убытки «Водоканала» в 2019 году составили более 200 миллионов рублей.
Но в Рязани далеко не все разделяют такую оценку.
«Рязанский «Водоканал» — прибыльное предприятие. Мы не видим необходимости передавать его в концессию, — заявила в конце августа руководитель фракции «Единой России» в Рязгордуме Елена Волкова.
Но у потенциального концессионера похоже иное мнение. Антон Михальков заверил, что первые деньги на модернизацию «Рязводооканала» поступят в первый же год после заключения соглашения. Деньги обещают потратить на ремонт водопроводных сетей и очистных сооружений, замену запорной арматуры и гидрантов. 70%-ный износ сетей, по мнению руководителя, представляет серьезную угрозу для надежности канализационных систем.
Любые частные инвестиции должны окупаться, и шеф «Водоканала» не отрицал рост тарифов на водоснабжение и отведение после подписания концессии примерно на 4% в год. Но будет ли отражен этот показатель в тексте итогового соглашения, не вполне понятно.
Вопрос на 49 миллиардов
Впрочем, до согласованного с мэрией Рязани договора о создании концессии также далеко, как от Рязани до Архангельска, где «Росводооканал» наряду с еще 6 регионами уже осуществил подобную сделку и считает ее успешной. Предложения бизнесменов изучает специальная рабочая группа под председательством заместителя главы горадминистрации Владимира Бурмистрова. В мэрии теоретически могут дать три варианта ответа: «да», «да с поправками» и «нет».
Лишь после положительного заключения экспертной группы документ будет передан на рассмотрения депутатам гордумы. Да и без учета мнения губернатора Любимова и вице-губернатора Грекова многомиллиардному делу никто не даст ход.
Понимая многоступенчатость процедуры, представители «Росводоканала» выразили свою готовность к открытому диалогу и даже к компромиссу с заинтересованными лицами в городской и региональной власти. Если стороны придут к согласию, то ценители рязанской водопроводной воды уже в следующем году узнают, чем пахнет концессия.