Команда рязанского мэра отчиталась перед горожанами стихами, анекдотами и рекламой фаст-фуда
Мэр города Елена Сорокина рассказывает притчи и анекдоты, ее заместитель Олег Федин читает стихи, зрители задают вопросы о самочувствии главы администрации после тяжелого трудового дня, а журналистов не пускают в зал. Нет, это не закрытый, творческий капустник «для своих». Так прошел публичный отчет мэра о проделанной работе в пандемийный год, который состоялся в «Точке кипения» в среду, 26 мая.
«Это для людей, а не для СМИ»
Журналисты РЗН. инфо и другие коллеги из СМИ пришли на отчет за 20 минут до начала, однако, по мнению организаторов, к этому времени мест в зале уже не было. Им предложили смотреть трансляцию в соседнем помещении без возможности озвучить свои вопросы, добавив, что «это для людей, а не для СМИ».
Озадаченные корреспонденты прошли в комнату с прямой трансляцией в телевизоре. Там уже сидели два десятка жителей, которым также не нашлось места в зале. Женщина преклонного возраста, пришедшая рассказать мэру о своей проблеме, пыталась выяснить, надо ли ей смотреть в экран, когда будет задавать свой вопрос…
Это было только начало спектакля в духе сюрреализма под названием «Публичный отчет мэра города Рязани». Спустя несколько минут в кабинете для не успевших начались проблемы со звуком в трансляции, а потом и вовсе все отключилось.
После доклада мэра, во время небольшой паузы, журналисты, готовые слушать отчет даже стоя, предприняли еще одну настойчивую попытку пройти в зал. К этому моменту на сайте РЗН. инфо уже появилась новость о том, что на отчет не пускают журналистов. На этот раз руководитель пресс-службы администрации Ирина Щербакова милостиво пообещала провести только одного, если освободится место.
Вскоре один из корреспондентов оказался внутри. В зале стало понятно, что рассадка не плотная, в конце помещения вполне возможно было поставить еще один ряд стульев без ущерба для социальной дистанции. Не говоря о том, что в поле зрения было и без того три пустующих места.
Массовка особого назначения
Кроме того, не меньше половины публики составляли записные общественники, с благоговением глядящие на любую власть, этакая имитация гласа народа в его восторженной версии. Примерно четверть — сотрудники администрации, в частности, начальник управления благоустройства города Юрий Фурфурак, начальник управления экономики и цифрового развития Ирина Гончарова, и депутаты — Дмитрий Володин, Дмитрий Иваничкин, Александр Кривцов, Дмитрий Хубезов.
«Перед кем это отчет? Выходите и отчитывайтесь перед жителями!», «Почему зал набит работниками муниципальных учреждений?! Вы так массовку создаете?» — писали комментарии рязанцы, которые смотрели трансляцию онлайн.
Забегая вперед, отметим, что редакции удалось идентифицировать многих из «сочувствующих» и тех, кто задавал «правильные» вопросы, отнимая время на озвучивание реальных проблем.
Ими совершенно случайно оказались члены экспертного совета при правительстве области Анастасия Крамер, Максим Стрельцов, Владислав Перегудов, Олег Юшкин, Алексей Анохов, при других обстоятельствах прекрасно умещающиеся на одном общем торжественном фото.
Здравый смысл выкипел
Каждый здравомыслящий рязанец может предположить, что звучащие на отчете вопросы касались насущных и острых городских проблем. Предположить — и ошибиться! Логика и здравый смысл на три часа покинули «Точку кипения». Вместо заводских выбросов и экологии в целом, плачевного состояния дорог, погрязших в пыли и песке улиц, высоких тарифов ЖКХ, уходящих в никуда бюджетных денег здесь обсуждали колорадских жуков на плодовых деревьях в центре города, отсутствие бургеров в меню школьных столовых и тапочки, в которые по вечерам переобувается мэр Елена Сорокина.
Под видеотрансляцией «ВКонтакте» пользователи оставили порядка 700 негативных комментариев и острых вопросов. Рязанцы отмечали, что «даже не верится, что в прежние времена Рязань была в числе лучших городов. Не знаю, почему так получается, может, это какая-то диверсия…»
На фоне этих откровенных криков о помощи Сорокина с придыханием, понижая и повышая голос, выдерживая мхатовские паузы, зачитывала по памяти притчу о строительстве «расписного мосточка», рассказывала душещипательные истории о своей бабушке, отвечала на заранее заготовленные видео с вопросами о «нападении моли на городские каштаны». «У жителей были свет, вода, газ, тепло. Получилось», — обобщила заслуги мэрии глава радищевских небожителей.
«Хочется выйти и взять машину под мышки»
В доверительный, почти интимный, тон беседы никак не вписывались неудобные высказывания реальных людей. Поэтому «вопросы из соцсетей», которые выбирали модераторы, убивали наповал всех зрителей по ту сторону экрана своим заказным содержанием. Вот первый из них от Анны Филипповой: «Вы сами ведете свои социальные сети и как Вы в таком бешеном ритме успеваете восстанавливать свои силы?»
«Вы знаете, приду домой вечером. Туфли сниму, надену тапочки. Моя семья ждет. Они без меня не ужинают, ужин в семье поздно. Сядем, чай нальем, кот приходит, член семьи…», — с умилением и чуть не слезами на глазах вещала Сорокина.
«Мы поняли, что вам трудно. А где отчет?» — иронизировали пользователи.
В итоге, не встретив поддержки со стороны модераторов действа, которых пользователи соцсетей уличили в удалении критичных комментариев, зрители начали вступать в диалоги друг с другом:
— Про дороги лучше даже не говори. Это стыд.
— Ага, в Роще так залатали, что хочется выйти и взять машину под мышки…
На 16-й минуте отчета в чате появилось сообщение, лаконично передавшее настроение большинства смотрящих:
Этот комментатор не был одинок в своих суждениях. Вот еще несколько подобных высказываний:
— Вас смотрят почти 5000 человек и ни одного голоса в вашу защиту, примите волевое решение и скажите четко в микрофон: «Я устала, я ухожу».
— Может, лучше честно сказать «Я не справилась, я ухожу», а не сказки и анекдоты рассказывать…
— Нынешняя мэрия во главе с таким «мэром» совершенно непригодна для управления Рязанью.
— Вы могли бы быть потрясающим учителем. Зачем вам это все, Елена?
«Взаимодействие с людьми — это же самое важное в работе органа местного самоуправления», — этот лозунг мэра в контексте «беседы» формата «монолог» прозвучал странно.
«Похвалитесь Пятерочкой и Магнитом с китайскими овощами»
В качестве примера бурной работы своей команды Сорокина привела текущую и грядущую реконструкцию трех общественных пространств: верхнего городского сада и парка советско-польского братства. Еще одно место Елена Борисовна вспомнила не сразу. «А какую третью территорию мы делаем?» — задалась она вопросом то ли к замам, то ли к зрителям.
Но даже эта, казалось бы, позитивная новость вызвала среди людей недовольство и опасения. Видимо, варварски снесенная ограда Наташкиного парка и поврежденные при этом деревья не дают покоя многим рязанцам:
— Не трожьте парки, сберегите то, что осталось от страшной комфортной среды.
— Пожалуйста, не благоустраивайте Рощу! Возьмите бабло, не трожьте зелень!
— Оставьте в покое ЦПКиО! Там повредили корни десятков деревьев.
— Руки прочь от Рощи с вашим диким благоустройством!
Когда речь все-таки зашла про состояние экологии города, мэр вслух задалась странным вопросом, стоит ли ей отвечать о проблеме или нет… С ее слов оказалось, что причины рыбного запаха воды чиновникам выяснить так и не удалось, а лабораторные замеры воздуха велись «не по тем параметрам». Зато о подвигах на поприще строительства детских садов по федеральному нацпроекту рассказывала довольно долго. Она вспомнила, что 13 лет назад, чтобы записать ребенка в детсад, жители Рязани с ночи ждали около управления образования и жгли костры с целью согреться. «Нам не надо жечь костры», — проникновенно и с достоинством произнесла Сорокина.
Нельзя не согласиться, что в сравнении, скажем, со средневековьем, это большой прорыв, однако жители не поняли всей грандиозности достижения. «Похвалитесь „Пятерочкой“ и „Магнитом“ с китайскими овощами», — написали пользователи.
Табурет для оратора
Замы Сорокиной — Алексей Пустовалов, Сергей Савин, Борис Ясинский и Олег Федин — «жгли» не хуже своего руководителя. Особенно отличился последний.
Олег Федин, заместитель мэра по вопросам экономики и финансов, начал свое выступление с шутки, которая должна была, вероятно, повеселить присутствующих. «Точка кипения» оправдывает свое название, правда?" - сказал зам. При этом было непонятно, о чем идет речь: поскольку на площадке не наблюдалось жарких споров и острых вопросов, вероятно, чиновник имел в виду невыносимую духоту в помещении, переделанном из казармы в тесное коммуникативное пространство.
В дальнейшем Федин разошелся так, что даже прочел стихотворение Михаила Исаковского:
Редакция сошлась во мнении, что на сцене не хватало небольшой табуретки как в детском саду.
Уже упомянутый в начале статьи «простой горожанин» и по совместительству член экспертного совета Владислав Перегудов задал вопрос о школьном питании. «Ребенок плохо ест в школе. Почему нельзя делать какую-то более популярную еду, типа пиццы и бургеров?» — прекрасно отыграл свою партию исполненный искренней наивности участник спектакля.
Ответ был предсказуем. «Детское питание у нас может делать и чипсы, и крылышки K*С — ловко завуалировал рекламу Федин. — Но мы этого делать не будем. Вредно».
Душно и душевно
Как уже отмечалось, обычных людей, пришедших в надежде решить свои проблемы, в зале было немного. При этом далеко не все из них досидели до конца представления.
«Я собиралась узнать, когда около нашего дома отремонтируют дорогу, но мне сказали, что от сидящих в зале можно задавать не более трех вопросов одному чиновнику, — призналась вышедшая из здания жительница поселка Приокский. — Они уже много лет нас обещаниями кормят, а толку никакого».
«Что это за встреча с людьми? Чиновники только хвалят сами себя, а рязанцев не слышат — пожаловалась корреспонденту РЗН. инфо покинувшая „Точку кипения“ женщина из Горрощи. — Я хотела узнать, почему отопление у нас так поздно выключают, а мы потом деньги платим, хотя на улице теплынь. Через „ВКонтакте“ уже спрашивала. В ответ одни отписки».
«Жаль, на работу опаздываю, очень хотелось узнать, что интересного сделано и будет сделано в моем городе», — заявил светящийся оптимизмом молодой человек, который спешил по своим делам, держа в руках блокнотик с логотипом мэрии.
Но даже таким лучезарным оптимистам было сложно три часа слушать вдохновенные речи о том, как с каждым днем все больше преображается вечно юная Рязань. Тем более, что в самой «Точке кипения», видимо, в оправдание столь амбициозного названия, по-прежнему не работали кондиционеры. Так что можно сказать, что встреча прошла в теплой душно-душевной атмосфере.
Журналистам не дали слова
Свернули представление довольно быстро. В финале все актеры вышли на поклон взявшись за руки под одобрительные аплодисменты, как и подобает в театре. Пара общих пафосных фотографий на фоне сцены, и все разошлись.
К сожалению, журналистам РЗН. инфо и коллегам из других изданий так и не дали возможности задать вопросы. Опубликуем их здесь, чтобы читатель мог сравнить уровень требований к городским властям у независимых СМИ и «простых жителей», заполонивших зал «Точки кипения» настолько, что оставленных за порогом бабушкам пришлось задавать свои наболевшие вопросы «в экран», которые можно сравнить с письмом «на деревню дедушке».
- Как Вы оцениваете покупку мэрией 6 коммунальных уборочных машин за 63 миллиона рублей, которые не находят применения на улицах Рязани? Почему цена машин, по сравнению с рыночной, завышенная: одна — более 10 миллионов. Кто понес ответственность за эту дорогую и неоправданную покупку (=халатность)? Редакция неоднократно просила дать возможность сфотографировать эти машины в работе, нам отказывали. Из мэрии прислали собственное фото, на котором ДРУГАЯ машина, чему у нас есть подтверждение. Почему наличие новой коммунальной техники в городе является какой-то тайной?
- Вы разобрались с 400 миллионами, которыми Вас попрекнул депутат Госдумы Андрей Макаров? Почему деньги отправили в казначейство, а не использовали на благо города?
- Единственный канал общения с Вами для СМИ — это составление официальных запросов. При этом Ваша пресс-служба не ответила полноценно ни на один наш запрос, касающийся социально значимых городских проблем. Получается, Вы не выстраиваете диалог с обществом, не общаетесь с прессой. Складывается впечатление, что Вы всячески ее избегаете (речь не о государственных СМИ). Можем ли мы рассчитывать на информационную открытость? И каким образом нам строить с Вами общение?
Надежда умирает последней, поэтому редакция РЗН. инфо все еще рассчитывает получить ответы на эти вопросы от администрации города. Но лучше, если отпадет сама необходимость адресовать вопросы Елене Сорокиной, которая по мнению многих рязанцев, к сожалению, не справляется с задачами благоустройства города и обеспечения рязанцев достойными условиями жизни.