Дом с непокрытой головой. Жители рязанской пятиэтажки узнали, что такое зимовать под открытым небом
Дом есть, а крыши у него нет. Причем уже не первый месяц. В таком виде пятиэтажка встретила и октябрьские дожди, и обильные новогодние снегопады. При этом собственники продолжают жить в своих квартирах, а ответственные лица делают вид, что «все идет по плану».
Дом располагается в историческом центре Рязани — по адресу площадь 26 Бакинских комиссаров, 3, недалеко от Кремля. Со стороны он выглядит, как обычная «панелька». Только присмотревшись внимательнее, замечаешь, что с домом что-то не так.
Кровли нет, рабочих тоже
Дело в том, что крыша здания на момент постройки в 1962 году была не горизонтальной, как у панельных домов, а четырехскатной. А сейчас ее просто нет. Рязанцев с верхних этажей от снега и ветра защищает только их потолок.
Капитальный ремонт крыши начался осенью 2020 года. Извещения о проведении работ появились на подъездах 2 октября. В них не были указаны даты начала и завершения реконструкции. Первая стала известна сразу — работы стартовали прямо в день расклейки объявлений. С датой окончания ремонта все оказалось намного сложнее…
Как сообщили жильцы, 2 октября 2020 года на дом поднялись рабочие. Они начали демонтировать крышу над третьим и четвертым подъездами (это ровно половина здания). Сняли шифер, местами разобрали стропила и обрешетку. Там, где балки еще стояли, вырвали отдельные доски — получились большие окна, открытые всем ветрам. Жители предположили, что это сделали, чтобы было удобнее снимать кровельные материалы.
К середине октября работы полностью остановились. На объекте никто не появлялся. Жильцы стали обращаться к подрядчику, но тот уверял, что ремонт идет по плану. Спустя месяц настойчивых звонков рабочие все-таки вернулись. Они частично установили новые стропила и вновь исчезли. «Без порток, но в шляпе», — прокомментировала получившуюся картину жительница верхнего этажа Наталья Ерофеева.
С середины ноября и до настоящего момента рабочие иногда появляются на крыше, чтобы, как говорят жильцы, «пошуршать», имитируя бурную деятельность. То почистят снег с парапета, то попилят с полчаса — и пропадают на неопределенное время. «После новогодних праздников, 11 января, поднялся один рабочий с домашним веником, подмел снег. Потом взял веник в охапку, как букет, и удалился», — рассказала жительница Ольга Прокофьева.
Вода с голубиным запахом
Если через люк на пятом этаже вылезти на крышу дома, то взору откроются великолепные виды. Панорама заснеженного города, купола кремля. Жители могли бы любоваться городским пейзажем, если бы не одно «но». Квартиры без крыши отчаянно топит.
Первый потоп случился в октябре, когда начались дожди. Вода, поступающая в квартиры, была коричневого цвета и, по словам жильцов, с довольно своеобразным запахом.
«Когда начало заливать, в квартире стояла вонища — дышать нечем. Запах хуже, чем в общественном туалете. Балконная дверь была приоткрыта до середины декабря. И сейчас периодически открываю», — пожаловалась Ольга Прокофьева.
Цвет и аромат воды, стекающей в квартиры, легко объясним. Некогда теплое чердачное помещение облюбовали голуби. Осенью пошли дожди, и голубиный помет «на крыше без крыши» размыло. Грязевой поток хлынул в квартиры и подъезды.
Вода смешивалась и с производственным мусором, оставшимся после недолгого ремонта. С началом сезона дождей лестничные площадки превратились в непроходимые топи. Кашу из воды, опилок и голубиного помета убирали сами жители.
Кипяток с неба
Когда жильцы мечтали о первых заморозках, которые остановят селевые потоки, случилась еще одна беда. Во время демонтажа кровли рабочие повредили и без того «видавшие виды» трубы отопления. И если осенние дожди не смогли проникнуть дальше самых верхних помещений, то хлынувший водопад кипятка добрался до третьего этажа, уничтожив по пути отделку и мебель десятка квартир.
Из-за открытой кровли в квартирах стало холоднее, особенно по ночам. Это усугубило ситуацию — вода под обоями долго не просыхала, по всем стенам пошла плесень. Где-то это было заметно невооруженным взглядом, где-то хозяева обнаружили грибок, сняв пожелтевшие в разводах обои.
Жители спасали остатки домашнего уюта, как могли. Сами выбирались на крышу и растягивали над своими квартирами полиэтиленовую пленку. «Я и не знала, что такой дурдом бывает, — прокомментировала молодая мама Анастасия Молчанова. — Когда все началось, мы сделали по-хитрому. Муж съездил в строительный магазин и купил пленку. Мы ее повесили над нашей квартирой, закрепили канцелярскими кнопками».
Однако это помогло ненадолго. Ненадежную защиту срывало ветром, скопившаяся вода оттягивала пленку, превращая ее в пузырь, готовый прорваться в любую минуту.
«Самое безопасное место в квартире — это балкон, там точно не потечет», — посетовала жительница Ирина Шарапова.
Виновница ада — злополучная бригада
Как пояснили в Госжилинспекции Рязанской области, заказчиком работ является Фонд капитального ремонта. Исходя из информации, размещенной на сайте Фонда, срок исполнения контракта — до 1 декабря 2021 года. Работы выполняет подрядчик ИП Задубровский Сергей Васильевич.
Евгений Саенко, начальник производства подрядной организации, пояснил, что не планирует ориентироваться на обозначенный срок и понимает необходимость завершения работ до весеннего таяния снега. «Фонд капремонта следит за ходом всех своих работ. За этим домом следит в особенности. Жители здесь чересчур активные. Не спорю, что ремонт мы затянули. Надеемся завершить в конце февраля — начале марта», — заверил инженер. Впрочем, Евгений оставил пространство для маневра, сказав, что в случае очередной задержки, над домом будет растянута изоляционная пленка. По словам прораба, это надежный материал, способный в течение четырех месяцев заменять крышу. Стоит ли говорить, что у жильцов другое мнение…
Задержку ремонта Евгений объяснил различными техническими проблемами. Например, оказалось, что на крыше с советских времен стояли старые, давно неиспользуемые стальные накопители — баки весом в несколько тонн. Они не давали подступиться к кровельным балкам. «Долгое время мы решали, как демонтировать накопители. На этом потеряли пару недель. В итоге пришлось краном снимать их с крыши», — рассказал представитель подрядчика.
Еще одной причиной Евгений назвал погодные условия, а также необходимость менять бригаду, поскольку предыдущая «показала себя не с лучшей стороны». К слову, в связи с пандемией найти «рабочие руки из Средней Азии», которые традиционно выполняют подобные виды ремонта, стало намного сложнее.
Признает свою вину — меру, степень, глубину
Подрядчик признал свою вину в затоплении квартир и пообещал возместить ущерб всем пострадавшим. По словам Евгения Саенко, уже сейчас составляются акты и оцениваются размеры компенсаций.
А пока доски, предназначенные для того, чтобы стать стропилами новой крыши, превращаются в сугроб у подножия несчастливого дома. Его жильцы уже окрестили «кабриолетом». Правда, в отличие от статусного автомобиля, дом-кабриолет приносит слишком много хлопот и неприятных впечатлений…