«День дурака». Драматическая рецензия от RZN.info в шести действиях с эпилогом
Действующие лица:
- Тимур Бекмамбетов – продюсер,
- Александр Баранов – режиссер,
- Аркадий Казанцев – сценарист;
- Александр Лыков – актер.
Все события вымышлены, любые совпадения случайны.
Действие первое. Бекмамбетов и режиссер
Режиссер: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам преприятнейшее известие. Я намерен снять фильм.
Бекмамбетов: Интересная затея. Чего снимать изволите? Комедия, боевик или, не приведи Господь, триллер в жанре нуар?
Режиссер: Полно вам, Тимур Нуруахитович. Ну какой нуар. Комедию, конечно.
Бекмамбетов: Хорошее начало, как говорится, полдела откачало. Что за комедия? Оригинальная или ремейк? Помню я ваш «Джентльмены, удачи!»
Режиссер (раздуваясь от гордости): И то, и другое.
Бекмамбетов: Это, позвольте, как так?
Режиссер: А вот так. Берем произведение, заимствуем пару-тройку элементов, а остальное придумываем сами, чтобы и зрителям понравилось, и за умных сойти. А на постере так и напишем: «по мотивам».
Бекмамбетов: Интересно, интересно. А что за произведение, позвольте поинтересоваться?
Режиссер: «Ревизор» Чехова.
Бекмамбетов: Вы хотели сказать, Гоголя?
Режиссер: Ай, да черт их разберет.
Бекмамбетов: Сценарий у вас есть?
Режиссер: А то как же. Прошу ознакомиться.
Действие второе. Те же и сценарист
Бекмамбетов: Ну, милейший, рассказывайте.
Сценарист: Значит, так. Главный герой – молодой швейцар в элитном московском отеле. Форменный повеса, живет в долг. К нему приходит коллектор, пытается задушить его пакетом, но потом они попадают в ДТП, и полицейские сначала пытают коллектора противогазом, а потом избивают, чтобы он признание подписал.
Бекмамбетов: Секундочку, вы же вроде говорили, что у вас комедия…
Сценарист: Ну да, вот я уже и шутки набросал.
Бекмамбетов: Дайте посмотрю (читает). Господа, ну это же ни капли не смешно.
Сценарист (в сторону): Вот же зараза, интеллигенция (режиссеру) Александр Николаевич, а может, про запасной план расскажем?
Режиссер: Рассказывайте.
Сценарист: В общем, мы тут информационным партнерством заручились с радиостанцией «Юмор FM». Так что если мои шутки не подойдут, мы просто их в кадре покажем, и сразу смешно станет.
Бекмамбетов (продолжает читать): А вот у вас одна есть забавная. Где полицейские все время «стрелки переводят».
Сценарист: Ну вот видите! Давайте я ее еще пару раз в сценарий вставлю.
Бекмамбетов: Хорошо, только не переборщите. Так, а это что у вас тут такое, любовная линия?
Сценарист: Да, я над ней две ночи корпел!
Бекмамбетов: Так-так-так, героиня отвергает любовь более-менее привлекательного сына губернатора и влюбляется в первого встречного, который обманывает всех вокруг и вообще форменный мерзавец. Вы что, Николаса Спаркса перечитали?
Сценарист: Кого?
Бекмамбетов: Ладно, сойдет. Давайте более насущные вопросы обсудим. Где собираемся снимать?
Действие третье. Рязанская область, город Касимов. Бекмамбетов, режиссер, сценарист
Бекмамбетов: Зачем вы меня сюда притащили?
Режиссер: Тимур Нуруахитович, это же Касимов, Рязанщина. У них тут грибы с глазами, их едят, а…
Бекмамбетов: Да отстаньте вы со своими грибами. Как город по сценарию называется?
Сценарист: Сапожок.
Бекмамбетов: Так ведь есть же уже такой город. Чего ж мы в нем не снимаем?
Сценарист: Тогда Верхний Сапожок.
Бекмамбетов: Ох, ладно.
Действие четвертое. Режиссер и Лыков
Режиссер: Александр, вы хотели поговорить?
Лыков: Да, у меня есть парочка вопросов. Тут понимаете ли, какое дело. Вы мне все говорите, чтобы я весь фильм в шляпе ходил.
Режиссер: Ну и что?
Лыков: Вы понимаете, я актер со стажем. С «Улицами разбитых фонарей» давно завязал. А тут на тебе – опять в шляпу полезай. Да еще и волосы противно эдак рукой зализывать. Мол, смешно, зрители хохотать будут.
Режиссер: А разве нет?
Лыков: Мне – нет.
Режиссер: А вот мне смешно. Казанцеву смешно, у него даже фамилия такая же, как у того вашего персонажа. Тимур Нуруахитович тоже улыбается. Нам-то лучше знать, правильно? Правильно. (сердито) Я бы на вашем месте вообще помалкивал. Кто половину дублей испортил, логотип KFC рукой закрыл? Вы бы еще, ей-богу, водку в кадре этикеткой назад поставили. Деньги-то отрабатывать надо!
Лыков: Да этого вашего KFC ни в Касимове, ни в Рязани отродясь не было, на нас местные как на придурков смотрят! И почему я вдруг посреди фильма теряю память? Я сам об этом догадался только к концу сценария!
Режиссер: Так, прекращайте уже свои препирательства. Пойдемте работать!
Действие пятое. Бекмамбетов и сценарист
Бекмамбетов: Аркадий, а позвольте поинтересоваться, при чем здесь вообще Гоголь?
Сценарист: Ну как это, при чем. Вон же, молодого человека приняли за проверяющего из Следственного комитета, а все остальные перед ним заискивают, и получается комедия. Еще сцена вот эта, где все напиваются, я ее патриотизмом приправил, чтоб смешнее было. А еще у всех говорящие фамилии – вот, например, главный герой – Иванов, а главный полицейский – Бабаев. А еще вон Лыков говорит про «пренеприятнейшее известие».
Бекмамбетов: Пренеприятное. Ну да ладно, бог с вами. А в конце немая сцена ведь есть?
Сценарист: Какая немая сцена?
Бекмамбетов: Вы вообще «Ревизора» до конца дочитали?
Сценарист: Ну конечно… в школе еще… в кратком содержании, должен признаться.
Бекмамбетов: Ох, ладно. Вы мне вот что скажите: почему этот фильм называется «День дурака»?
Сценарист: Ну… это… аллюзия…
Бекмамбетов: Да ну вас!
Действие шестое. Премьерный показ в кинотеатре «Люксор»
Режиссер: Вот видите, Тимур Нуруахитович. Я же говорил. Смеются.
Бекмамбетов: Эх… над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Занавес
Эпилог
«День дурака» – бездарная попытка переосмыслить знаменитую пьесу Гоголя. Будь это обычный ремейк, перенесенный в наши дни, или комедия абсурда вроде «Даун Хауса», оригинальный сюжет вероятно мог бы зазвучать по-новому. Однако создатели не искали легких путей, и в итоге у них получилась неясная поделка, выставляющая полицейских и провинциальных чиновников клиническими идиотами.
Перейти границу между сатирой и постыдным фарсом очень просто, и авторам «Дня дурака» это удалось. Впрочем, целевая аудитория оценит фильм по достоинству, и даже повторенная около десяти раз шутка вызовет смех даже при повторном просмотре.
Александр Сказченко