В конце февраля и начале марта в Рязани, как и по всей стране, резко повысились цены на товары. С 26 февраля по 4 марта среднее подорожание по всей России во всех отраслях составило 2,2%, с 5 по 11 марта — 2,1%. Почти на 20% выросли цены на медикаменты, на 15,7% - на плодоовощную продукцию, примерно наполовину — на бытовую химию иностранных компаний.
Правительство утверждает — связано это с ажиотажным спросом. Большинство тех, кто стоит в очередях у касс — самые незащищенная категории граждан. Для пенсионеров подорожание продуктов на 10-20 рублей уже ощутимо для кошелька.
Средняя пенсия в Рязанской области, согласно Росстату, 16 183 рубля. Но есть пенсионеры, которые получают в полтора раза меньше. Корреспондент поговорил с рязанской пенсионеркой, которая живет на 15 тысяч рублей в месяц.
Жена военного
Всю молодость Анна Николаевна переезжала с мужем-военным из одной маленькой части в другую. В тех городках, как говорит женщина, невозможно было трудоустроиться не только по ее специальности химик-технолог, но даже обычной продавщицей. В зрелом возрасте супруги развелись, бывший муж встретил новую любовь, а Анна Николаевна перед выходом на пенсию поняла, что осталась практически без трудового стажа.
Российские пенсии состоят из трех частей: социальной, страховой и накопительной. Правда, накопительную часть 8 лет назад государство заморозило. А страховая положена только тем, у кого есть достаточный стаж работы.
Анна Николаевна «заслужила» только мизерную социальную пенсию по старости. Сейчас женщине 67 лет. Ее пенсия 9 694 рубля с федеральной доплатой. Без нее насчитали 6 400.
Экономия на всем
Неделя у пенсионерки расписана. В понедельник она собирается до 12:00 посетить магазин «Пятерочка»: для пенсионеров в этот день и время там делают хорошие скидки.
В субботу — магазин «Галактика», тогда можно сэкономить 20%. Она знает, когда можно подешевле взять сырный продукт в магазине-складе «Светофор» и когда будут минимальные цены в ближайшем секонд-хенде.
«А еще есть такой благотворительный продовольственный фонд, который раздает бесплатно наборы к праздникам. И оттуда мне сообщают даты привоза», — показывает пенсионерка смс-сообщения на кнопочном мобильном телефоне, купленном 7 лет назад за 1100 рублей.
Выжить на баллы
На пенсии в Рязани не жалуются разве что генералы да бывшие высокопоставленные чиновники и депутаты. Большинство же, кому в месяц платят меньше половины средней зарплаты в регионе, говорят о проблемах с выживанием.
6044 рубля с копейками — это то, что государство начисляет людям, не имеющим минимального трудового стажа и нужного количества начисляемых баллов. Например, Анна Николаевна получила баллы за воспитание двух детей 5,4 балла и 3,6 балла за пребывание на Севере.
«Первые 1,5 года после рождения ребенка засчитываются маме в стаж и дают ей 2,7 пенсионного коэффициента при назначении пенсии, — объясняет эту систему пресс-служба рязанского отделения Пенсионного фонда. — Такой же по продолжительности период ухода за вторым ребенком позволяет сформировать аналогичный стаж, но более высокие пенсионные коэффициенты — 5,4. Уход за третьим или четвертым ребенком дает еще 1,5 года стажа и 8,1 пенсионного коэффициента».
Но если трудового стажа меньше 10 лет и меньше 16,2 баллов право на страховую пенсию не возникает. Так что у Анны Николаевны не было шансов на пенсию равную прожиточному минимуму. Для пенсионеров в Рязанской области он составляет 9 694 рубля. Однако и платить ниже прожиточного минимума закон не позволяет. Деньги, а в случае Анны Николаевны это 3 300 рублей, выплачивает федеральный бюджет. Для того, чтобы получить их, Анна Николаевна должна была доказать, что никаких дополнительных источников заработка у нее нет.
«Вот поэтому я и не трудоустраиваюсь вахтером официально, — поясняет она. — И компенсацию к квартплате не оформляю. А то меня потом в эти суммы уткнут и скажут: никакая ты не малоимущая!»
Важен каждый рубль
Вместе с «теневой» зарплатой вахтера доход одинокой пенсионерки — 15 тысяч рублей. Три тысячи она откладывает на коммуналку:
«Это зимой, а вот как отключат отопление, нужно будет примерно на 900 рублей меньше. Спасибо счетчикам электричества, горячей и холодной воды: не дают электро- и теплосетям меня ограбить. Можно реально экономить, если на стиральной машине запускать „половинную программу“, а вместо приема ванн пользоваться душем».
По хозяйству покупки Анна Николаевна делает еще на 3 тысячи в месяц. Лекарства — где-то на 900 рублей. Транспортом не пользуется — все магазины под боком. На питание и текущие расходы остается 8 тысяч. Еженедельный поход на ярмарку и по магазинам — на 2 тысячи.
Точной цифры, сколько пенсионеров выживают на выплату, равную прожиточному минимуму, журналистам в Рязанской области не называют. Но от соцработников удалось узнать: их число по региону превышает 15 тысяч человек. Хорошо тем, у кого есть дети, которые способны помочь.
«Не представляю даже, как на 13 тысяч выжить, — говорит еще одна пенсионерка, Анастасия Анатольевна. — Жилье и коммуналка стоят 3,5 тысячи, лекарства — еще 2 тысячи. Остается по 250 рублей на день. О новой одежде можно забыть, вместо бытовой химии использовать хозяйственное мыло. Если стиральная машинка или холодильник сломаются, можно говорит, что все пропало. А еще ходят слухи, будто скоро в магазинах из-за этого доллара все подорожает».
Государство, по словам Анастасии Анатольевны, в последние два года добавляет ей выплаты: то «пандемийные» деньги придут на карточку, то окажут помощь как малоимущей. Но хотелось бы каких-то постоянных выплат, на которые можно рассчитывать.
Особую благодарность чуть ли не каждый бедный пенсионер, переживший последние два коронавирусных года, выражает волонтерам: они и антисептики с масками привозили, и продуктовые наборы, и в магазины ходили в самый гололед. Так что помощь рязанцам — забота самих рязанцев.