Россия может пойти на «радикальные шаги» в ответ на возможные санкции, опасаются в США

Ведущие американские эксперты проанализировали возможности Запада и России «наказывать» друг друга. Они пришли к выводу, что список потенциальных западных санкций бледнеет по сравнению с тем, чем могла бы ответить на антироссийские шаги Москва. Однако в Вашингтоне надеются, что РФ воздержится от радикальных мер, чтобы не повредить собственным интересам — финансовым и в области безопасности.

Вашингтон вновь предупредил Россию, что в связи с ее действиями в Грузии под вопрос поставлено будущее российской заявки на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также место Москвы в «большой восьмерке» (G8).

В списке сохраняющихся угроз Вашингтона, озвучивавшемся в последние дни официально и по дипломатическим каналам, также блокирование принятия России в ОЭСР, бойкот Олимпиады в Сочи (такая законодательная инициатива должна рассматриваться в Конгрессе США в сентябре), замораживание российско-американского стратегического диалога.

Тем временем американские эксперты предупреждают, что перечень потенциальных ответных санкций Москвы гораздо больше. Анджела Стент, директор по российским исследованиям в Джорджтаунском университете, отмечает, что Москва может ответить в Совете Безопасности ООН, где она способна помешать усилиям США наказать Иран за его ядерные амбиции. «Сюда можно отнести и все программы по борьбе с терроризмом и наркотрафиком, Сирию, Венесуэлу, «Хамас». Есть целый ряд вопросов, по которым русские могут перестать сотрудничать так, как это было до сих пор. И, конечно, это энергетика», — заявила Стент.

Влиятельная газета International Herald Tribune, ссылаясь на мнения известных американских кремленологов: ведущего советника Барака Обамы по России профессора Стенфордского университета Майкла Макфола, эксперта Московского центра Карнеги Машу Липман, бывшего стратегического советника в Совете национальной безопасности Питера Фивера, — пишет о других рычагах Москвы. Вашингтону нужно от Москвы больше, чем наоборот: необходимо, в частности, обеспечить безопасность советского ядерного оружия, получить помощь в убеждении Ирана и КНДР отказаться от ядерных программ. На Западе опасаются «кошмарного сценария» — попытки Москвы заявить свои требования на стратегический полуостров Крым для гарантированного выхода к Черному морю.

Продажа вооружений, как это показал недавний визит в Москву президента Сирии Башара Асада, — это еще одна возможность создать проблемы Западу. Правительства западных стран и Израиля, отмечает IHT, встревожены сообщениями, что первые компоненты российского ЗРК С-300 уже поставляются в Иран, который мог бы применить их для ликвидации американских и израильских самолетов.

Россия может осложнить США и НАТО снабжение коалиции в Афганистане. Москва еще в апреле дала Франции и Германии право на транзит небоевых грузов через российскую территорию. О том, что Западу не следует «рубить сук», на котором сидят 50 тысяч солдат в Афганистане, уже заявил посол РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Москва также могла бы надавить на Киргизию, с территории которой оказывается поддержка американским военным в Афганистане, и на Узбекистан, который США хотели бы активнее использовать для операции в Афганистане.

В дополнение к этому Россия способна блокировать в СБ ООН любые меры санкционного характера, как это показал недавний пример с ветированием проекта резолюции по Зимбабве. Москва также может ускорить свой выход из обязательств в сфере разоружения и контроля. Действие ДОВСЕ — Договора об обычных вооруженных силах в Европе — уже приостановлено Россией. Не исключено, что на очереди — выход из российско-американского договора РМСД, который привел к ликвидации Россией и США своих ракет средней и меньшей дальности. Очевидно, что подвешенным оказывается и дальнейший режим по контролю над стратегическими вооружениями после истечения СНВ-1 в 2009 году.

Между тем Флинт Ливеретт, бывший старший директор в Совете национальной безопасности и старший аналитик ЦРУ, напоминает: «По мере того как профицит текущего счета России продолжает расти вместе с ценой на нефть, Москва становится все более важным покупателем облигаций казначейства США и американских ведомственных ценных бумаг. Неужели те, кто призывает Вашингтон ставить различные ультиматумы России, предпочли бы, чтобы Москва избавилась от своих долларовых активов?» Ливеретт на страницах The National interest отмечает, что Москва уже готовит почву для возможного введения контрактов на продажу российской нефти в рублях, а этот шаг негативно отразился бы на долгосрочных позициях доллара.

Так или иначе, в Вашингтоне надеются, что Москва не пойдет слишком далеко. Например, обретение Ираном ядерного оружия, как и резкое обесценивание российских долларовых активов, не менее невыгодно Москве, чем Западу. То же можно сказать и о борьбе с исламистами и наркотрафиком в Афганистане. Однако дальнейшие действия Москвы, очевидно, будут зависеть от новых «санкций Запада», которому еще предстоит подумать, как отреагировать на уже, кажется, неизбежное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

Конгресс откажется от соглашения о сотрудничестве в области мирного атома между Россией и США

Белый дом может отказаться от поддержки в Конгрессе подписанного в мае соглашения о сотрудничестве в области мирного атома между Россией и США.

Соглашение, которое было внесено в Конгресс в мае, вряд ли будет ратифицировано до завершения срока полномочий президента Джорджа Буша, пишет газета.

В связи с конфликтом в Южной Осетии администрация рассматривает «все варианты» действий в отношении России, включая отказ от поддержки соглашения.

В Конгрессе также говорят о том, что шансы на ратификацию документа, учитывая оппозицию среди парламентариев, малы. В частности, от поддержки соглашения отказался кандидат в вице-президенты от Демократической партии США, председатель сенатского комитета по международным отношениям Джо Байден. На прошлой неделе он посетил с двухдневным визитом Грузию.

Госкорпорация «Росатом» и администрация США в начале мая подписали соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии. Оно, в частности, позволяет России поставлять низкообогащенный уран на АЭС США, впервые дает возможность сторонам для развития сотрудничества в продвижении атомных технологий и обмена ими. Без соглашения Россия не могла, в частности, ввозить из США природный уран.

Аналогичные соглашения о сотрудничестве в ядерной сфере США уже имеют с 18 странами. Они, в частности, устанавливают также условия по нераспространению ядерных технологий.