Эксперт рассказал о состоянии российского авторынка после легализации параллельного импорта
Прошедшей весной эксперты строили разнообразные предположения относительно будущего российского автомобильного рынка. В интервью РЗН. инфо они рассказывали о грядущем дефиците европейских запчастей, закрытии половины шоу-румов, скором заполнении освободившейся ниши китайскими машинами и запуске производства упрощенных моделей «АвтоВАЗом».
К концу июля стало понятно, что значительная часть прогнозов сбылась. В частности, правительство России разрешило ввозить машины с помощью каналов параллельного импорта. Однако дилеры утверждают, что в случае с автобизнесом этот способ работает крайне плохо.
Почему легализация параллельного импорта не спасает ни продавцов, ни покупателей и как в целом складывается ситуация на отечественном авторынке — в публикации РЗН.инфо.
Достиг дна
Статистика майских продаж говорила о том, что российский авторынок достиг своего дна. В июне можно было наблюдать осторожный подъем, однако до показателей аналогичного периода прошлого года еще очень далеко.
Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в июне 2022 года россияне купили 32 731 новый легковой автомобиль. Это на 19% больше, чем в провальном мае, однако на 77% меньше, чем в июне годом ранее. Тогда жители нашей страны приобрели 145 115 новых легковых машин.
При этом запасы на складах дилеров неумолимо заканчиваются, и многие автоцентры выходят из игры. По сообщению того же «Автостата», за последние три месяца в России закрылись 160 салонов.
Самый сильный удар пришелся на дилеров, специализировавшихся на европейских и американских марках. Renault потерял шесть шоу-румов, Peugeot — семь, Jaguar и Land Rover — по одиннадцать. Сеть UzAuto, которая продавала массовые модели Chevrolet, стала меньше сразу на 35 точек.
«На рынке предложений как таковых нет. Ресурсы практически исчерпаны, на складах дилеров автомобилей почти не осталось. Идет редкая подпитка от текущих дистрибьюторов, которые разгружают на одного дилера по одной-две-три машины в месяц», — рассказал автоэксперт журналисту РЗН.инфо.
«Китайцы» рулят
С конвейера «АвтоВАЗа» после весеннего простоя, как и обещалось, начала сходить упрощенная LADA Granta — без АБС, подушки безопасности водителя и системы ЭРА-ГЛОНАСС. Старт продаж объявили в июне, а к середине июля возобновили выпуск и внедорожника Нива Legend — также в «антикризисной» комплектации. Третьей моделью с упрощенным оснащением может стать Нива Travel — предполагается, что она увидит свет в августе-сентябре.
Между тем опустевший рынок уверенно захватывают «китайцы». За последние три месяца в России открылось 59 новых автосалонов, почти все они заключили контракты с китайскими брендами. Как сообщает «Автостат», у EXEED дилерская сеть выросла на 13 шоу-румов, салон производителя появился и в Рязани.
Бренд FAW открыл девять новых автоцентров, Chery — семь, Geely — пять, Haval и JAC — по два.
По июньским продажам Chery поднялся на четвертую строчку рейтинга, опередив популярный у россиян Renault. Geely и Haval попали в ТОП-10, оставив позади Toyota, Skoda и Nissan. И хотя в тройке лидеров пока LADA, Kia и Hyundai, тенденция к замещению ниши «китайцами» очевидна.
«Прогнозы, которые были весной, что китайский рынок нас ждет, сбываются. Другого варианта на сегодняшний момент нет. Дилерские центры китайских брендов растут, как грибы после дождя, — подтвердил автоэксперт. — При этом я не совсем понимаю европейцев, которые 20 лет пробивали себе сюда дорогу, устраивали клиентские базы, работали с возражениями, зарабатывали лояльность, строили заводы. И сейчас в одночасье уходят. Например, для Renault, который ушел, мы были рынком номер один».
Параллельный импорт тормозит
Минпромторг еще в начале мая разрешил для параллельного импорта практически все иностранные бренды автомобилей, которые ушли из России или приостановили свою деятельность. В середине июля правительство отменило обязательное требование об оснащении зарубежных машин системой ЭРА-ГЛОНАСС. Также стало возможным ввозить автомобили без одобрения типа транспортного средства (ОТТС) — документа, который подтверждает соответствие требованиям безопасности.
Несмотря на послабления, схема до сих пор работает плохо. Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Nissan, Land Rover, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Toyota и другие марки ввозить можно, но массово за это никто так и не взялся.
Причина кроется в бюрократических процедурах — таможня, сертификация, которые особенно сильно бьют по юридическим лицам, а также в открытых вопросах по гарантийному обслуживанию.
«При „сером“ импорте рассчитывать на гарантийную поддержку производителя, конечно, не приходится. И хотя запчасти и расходные материалы теперь также можно ввозить через дружественные страны, на них сохраняется тотальный дефицит. При этом цены, скажем, на расходники, подросли в среднем на 50-70%. С этими вопросами дилер остался один на один», — комментирует автоэксперт.
Особенно остро чувствуется дефицит кузовных запчастей — стекол, бамперов, крыльев, капотов. И даже если удается найти, скажем, оригинальный бампер, то подобрать к нему кронштейны, усилители и другие мелкие детали, поставка которых не налажена совершенно, становится неразрешимой проблемой. В свете ситуации на новый уровень вышел бизнес авторазборщиков — он буквально обрел вторую молодость.
Возвращение «челноков»
Лучше всего пользоваться возможностями параллельного импорта получается у физических лиц. Но и здесь не обходится без проблем.
«Частники-перекупщики замечательно таскают машины из различных стран, в основном это Казахстан, Эмираты, с американского рынка что-то едет, из Армении, из Грузии. Однако по закону одно физлицо может ввезти за год только один автомобиль. Сверх того будет считаться коммерческой деятельностью и облагаться налогом. Эксперты рынка выходили с инициативой, чтобы разрешить ввозить до десяти автомобилей в год на одного человека, но идея не была поддержана», — поделился автоэксперт.
Также есть ряд нюансов, связанных с эксплуатацией автомобилей, которые едут из теплых стран, например, из Эмиратов. Такие машины не рассчитаны на российские температуры, поэтому в них нет подогрева сидений, зеркал обзора заднего вида, замены требуют технические жидкости.
В моду возвращаются так называемые «челноки». Но если раньше ездили заграницу за джинсами и пуховиками, то сейчас «челночный» бизнес процветает на рынке запчастей. Такими услугами пользуются, в первую очередь, владельцы автомобилей премиум-класса.
«Допустим, у человека сломался его любимый Maybach. Найти ту же рулевую рейку на него на территории России сейчас нереально. Но в частном порядке определенные люди за определенную плату готовы поехать за рубеж, купить и привезти необходимую деталь. Такой бизнес сейчас стал процветать. „Челноки“ появились рядом с сервисными станциями, которые обслуживают премиальные дорогие автомобили», — рассказал эксперт.
Также бывают случаи, когда владельцы дорогих авто сами или через доверенное лицо везут машину за границу, чтобы пройти ТО или осуществить гарантийный ремонт. Однако на волне нарастающей русофобии этот сценарий становится все более фантастичным.
«Я знаю случай, когда человек поехал с семьей в Латвию, и ему отказали в обслуживании в латвийском дилерском центре Toyota. Только на основании того, что он был на российских номерах», — отметил автоэксперт.
Выход — в отмене пошлин?
Чтобы насытить дефицитный рынок товаром и снизить цены на машины, логично отменить ввозные пошлины, считает эксперт. За эту меру с весны выступает профессиональное автомобильное сообщество. Очевидно, что без «растаможки» автомобили доходили бы до конечного пользователя в разы дешевле, и рынок ожил.
Однако ясности в этом вопросе нет, поскольку отмена или снижение таможенных сборов неминуемо приведет к конфликту интересов. Если в Россию хлынет поток иностранных машин, они задушат отечественных производителей — ВАЗ и УАЗ, которые предпринимают попытки подняться с колен. Также это усложнит жизнь китайским брендам, продвижение которых на российском рынке поддерживается властями.