2 октября 2019 года в Выставочном зале АРТРУМ, структурном подразделении ГАПОУ «Рязанское художественное училище им. Г.К. Вагнера начинает работу выставка «ПУТЯМИ ДУХА», посвященная 145-летию со дня рождения великого русского художника, искусствоведа, писателя, археолога и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.
Художественное творчество Рериха многогранно. Тематика его картин охватывает все времена: от прошлого к будущему, все земли: от Запада до Востока, все Миры: от земного до Надземного. Оно представлено произведениями станковой, театрально-декорационной, а также монументальной живописи. На сегодняшний день насчитывается более 7 000 работ Рериха — картин, мозаик, фресок, набросков, и каждое является своего рода шедевром искусства. Картины, этюды, эскизы декораций хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
На выставке представлены репродукции картин Николая Рериха, созданные им в различные периоды жизни. Это серия картин: «Начало Руси. Славяне», над которой он трудился с 1897 г, серия картин «Гималаи». Прожив в Индии более 20 лет, художник создал огромную серию пейзажей Гималаев, запечатленных в разное время года и дня. Манера Рериха испытала влияние тибетской живописи, но и сохранила свою самобытность. Главным в его живописи становится символика образов. Люди в его произведениях живут в окружении гор и словно наполняются их твердостью и чистотой, по словам Рериха, «учась у камней упорству». Образы высочайших гималайских вершин — Джомолунгмы (Эвереста) и Канченджанги — напоминали художнику о легендарной стране всеобщего счастья, скрытой за горами, которую тибетцы называли Шамбала. Немало картин Рерих посвятил Шамбале — вековой мечте человечества.
В своём творчестве Николай Константинович неоднократно обращался к образам героев, подвижников, духовных учителей человечества. На его полотнах мы видим Христа, Сергия Радонежского, Моисея, Зороастра, Рамакришну, Гесэр-хана — тех, кто приходил на Землю в переломные моменты её истории, чтобы принести людям свет высших духовных истин. «Ради одного праведника целый град бывал помилован, — писал Николай Константинович. — Маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши. Разных народов, разных вер, но Единого Духа, во спасенье и восхождение всех!»
Картины-сказания, картины-предвидения, картины-зов вечности — они стали неотъемлемой частью духовного наследия Рериха. Глядя на эти картины, мы понимаем, что его искусство есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, — оно кристаллизирует в себе огни лучших человеческих устремлений, оно является великим служением человечеству.