Пейзаж — один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. В русском искусстве он сравнительно поздно получил самостоятельность. Только к концу XVIII века природа стала восприниматься достойной живописи темой, а не просто красивым фоном портрета или исторической картины. Долгое время, однако, художники привычной им русской природе предпочитали великолепные итальянские виды или парадные городские панорамы.
Примечательно, что национальный пейзаж часто появляется у мастеров, получивших домашнее или неофициальное художественное образование. Живопись не стала их профессией, но, увлеченные самим творческим процессом, они оставили нам многочисленные виды барских усадеб, деревень, монастырей (Н.А. Дубовицкая «Прачки у пруда», «Вид в Сарове»). При заметной облагороженности, это уже была родная русским художникам природа — места, где они жили и которые любили
На вставке представлены работы выдающихся мастеров второй половины XIX века. Их творчество во многом определило подлинный расцвет русского реалистического пейзажа, полного скрытой красоты и глубоких чувств. Передачей света и точностью деталей выделяются «Заросли» признанного знатока русского леса И.И. Шишкина. Тонкостью исполнения покоряет рисунок «Взморье» А.К. Саврасова, чьи графические произведения нечасто встречаются в музейных собраниях. Небольшая работа И.И. Левитана говорит о нем, как о подлинном мастере быстрого натурного этюда.
Рядом со скромностью и непритязательностью природы в работах художников этого круга существовал целый ряд живописцев, продолжавших традицию русского, но намеренно идеализированного пейзажа. Привлекающая взгляд «Усадьба Спасское» И.Е. Крачковского, полный эффектного драматизма «Северный пейзаж» Л.Ф. Лагорио, яркий и детально исполненный «Хутор» А.А. Киселева в свое время пользовались неизменным успехом публики.
Пейзажная живопись рубежа
Особую часть выставки составляют произведения классиков отечественного искусства ХХ века: С.В. Герасимова, Н.М. Ромадина
В творчестве рязанских живописцев пейзажу принадлежит ведущее место. Многие из них отдали дань городскому пейзажу — изображению проспектов, площадей и улиц нашего города. На выставке представлены работы С.Ф. Якушевскго, К.К. Шелковенко с уже изменившими свой облик, а потому ценными для нас сегодня видами Рязани 1950-х — 1970-х годов. Но все же главной для рязанских мастеров была и остается деревенская тематика, искренне прочувствованная и великолепно раскрытая в работах В.А. Минкина, В.В. Корсакова
Монументальностью и целостностью отличаются полотна народного художника В.И. Иванова, чье творчество тесно связано с Рязанской землей. Природа у него обретает подлинно философское, сравнимое с библейским, звучание.