Фонограф-Джаз-Трио
- Рояль — Сергей Жилин
- Бас — Александр Шутов
- Ударные — Евгений Аноев
Программа: Чайковский in jazz. Времена года. NEW
- Декабрь. Святки
- Январь. У Камелька
- Июнь. Баркарола
- Март. Песня жаворонка
- Октябрь. Осенняя песнь
- Апрель. Подснежник
- Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
- Февраль. Масленица
- Ноябрь. На тройке
Джазовые обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов XX века. В анналы джаза вошла пьеса, записанная оркестром Б. Гудмена (аранжировщик А. Темплтон), — «Bach Goes To Town» — одна из первых попыток взаимодействия джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Л. Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова. Биг-бэнды С. Кентона, В. Германа в своих композициях иногда использовали темы из классических произведений. В 50-60-х годах эти тенденции получили развитие в так называемом «барокко-джазе». Впрочем, к концу XX века взаимодействие джазовых идиом и языка академической музыки стало в большинстве случаев достаточно стандартным приемом и практически лишилось привкуса новизны. Однако работа Фонограф-Джаз-Трио Сергея Жилина «Чайковский in jazz. Времена года. NEW» показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты. Однако работа «Фонограф-Джаз-Трио» Сергея Жилина «Чайковский in jazz. Времена года. NEW» показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты. Поразительно точным оказался выбор пьес. «Времена года» Чайковского — это репертуар старших классов ДМШ и младших курсов музыкального училища. Вещи «заигранные», привычные и даже несколько простоватые для «продвинутых» музыкантов. Но эти пьесы внезапно обнаруживают такую музыкальную глубину и такую возможность стилистического развития, о которых трудно было даже подозревать.
Во-вторых, джазовый фортепианный мэйнстрим, обращаясь к камерной (если не салонной!) музыке 19 века, получает настолько мощный творческий импульс, что по-новому начинают работать его, на первый взгляд, стандартные фактурные и гармонические приемы. В этом проекте все новое и необычное приходит как будто бы изнутри исполняемых произведений. Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая гармонизация. Но не за счет стандартных джазовых аккордов, а с помощью гармонического языка позднего романтизма и музыки 20 века, обогащенных джазовыми звучаниями. Поразительно то, с какой легкостью и естественностью пьесы из «Времен года», написанные в последней трети 19 века, воспринимают в себя стили последующих эпох — джазовые и не джазовые — вплоть до современной поп- и рок-музыки («На тройке»). Очень интересно и то, как эти темы получают свое музыкальное развитие: иногда ожидаемое, а иногда и нет (великолепное фугато в «Баркароле»). Случаются и тембровые сюрпризы: например, мелодия «Баркаролы» у бас-гитары. Самым удивительным оказывается «Вальс цветов» — единственная пьеса не из «Времен года». Здесь соединение разных фортепианных стилей — вплоть до «страйда» — дало чуть иронический эффект. Так бы, наверное, получилось, реши вдруг Чайковский поиграть на фортепиано вместе со Скоттом Джоплином где-нибудь в Сент-Луисе или Чикаго.