Сюжет, почерпнутый из романа М. Сервантеса «Дон Кихот», на который в 1869 г. Петипа задумал создать свой очередной балет, неоднократно воплощался на сцене. Еще с XVIII века во многих театрах Европы шли спектакли с этим названием. В основе сюжета — эпизод из истории странствий Дон Кихота и Санчо Пансы. «Рыцарь печального образа» и его верный оруженосец помогают юной красотке Китри одурачить жадного отца, мечтающего выдать ее замуж за богатого и глупого Гамаша, и бежать с веселым цирюльником Базилем.
Творческое сотрудничество Минкуса и Петипа продолжалось многие годы. Для постановок Петипа композитор написал 16 балетов, из которых наиболее известны «Бандиты», «Баядерка», «Фиаметта», но «Дон Кихот» остался одним из лучших творений этого тандема.
«Дон Кихот» по праву признан классикой балетного жанра. Однако в сценической истории балета случались свои повороты. В 1900 году, еще при жизни Петипа, новую хореографическую редакцию балета осуществил молодой, только что окончивший Петербургское театральное училище Александр Горский (1871-1924). На протяжении последующего столетия хореографические версии балета неоднократно обновлялись. Сегодня Имперский Русский Балет представляет балет «Дон Кихот» в оригинальной хореографической редакции Гедиминаса Таранды.