Любовь – дитя свободы

29 мая 2015 17:14

Опера «Кармен» в Рязанском музыкальном театре

Есть произведения, которые не устаревают никогда. Сколько бы не было постановок, удачных или не очень, зритель будет вновь и вновь возвращаться в зал, чтобы в очередной раз насладиться классикой. Именно поэтому премьера оперы «Кармен» от режиссера Ивана Китанина, состоявшаяся в Рязанском музыкальном театре в четверг, 28 мая, собрала полный зал зрителей. В этом сезоне «Кармен» появится в репертуаре театра всего четыре раза.

Сюжет знаком большинству: цыганка Кармен (Ксения Матюхина), коварная соблазнительница, разбивает мужские сердца и проводит время за танцами в таверне, а иногда – в компании контрабандистов. Несмотря на столь отрицательный образ, в нее влюблен бригадир драгунского эскадрона Дон Хозе (Сергей Гайдей) – жених 17-летней Микаэлы (Натальи Нелюбиной). Но красота Кармен способна затмить разум даже бравому офицеру: ради любимой он готов бросить службу и вступить в ряды бандитов. К сожалению, свободолюбивая натура Кармен не оставляет и шанса на счастливый финал: цыганка влюбляется в бравого тореадора Эскамильо (Алексея Свиридова) и ради него бросает Хозе. Оставленный мужчина не в силах сдержать ревности и обиды.

Несмотря на предсказуемый финал и всем знакомый сюжет, зрителю интересно, как на этот раз обыграют известную драму

Несмотря на предсказуемый финал и всем знакомый сюжет, зрителю интересно, как на этот раз обыграют известную драму. Пусть режиссер не добавил в историю ничего кардинально нового (герои не сменили цвет кожи, кто должен был умереть – умер), зрителя все равно терзает любопытство – какими будут главные персонажи? Что их будет окружать и как обыграют они ту или иную сцену? Кроме того, каждый актер добавляет в роль что-то свое.

Главная особенность оперы в том, что именно голос определяет характер героев и то, какими их воспримут зрители. Например, несмотря на вульгарный образ, пение «табачниц»  девушек, работающих на табачной фабрике и флиртующих с солдатами, напоминает голоса ангелов. Это вызывает у зрителей легкий диссонанс – как столь прелестные голоса могут принадлежать девушкам, использующим вместо украшений папиросы? Примерно также воспринимают их офицеры — как что-то отрицательное, но прекрасное.

Зато образ Кармен не вызывает никаких противоречий – голос Ксении Матюхиной звучит уверенно и даже самовлюбленно – легко поверить, что это голос женщины, управляющей мужчинами. Образ юной Микаэлы представляет полную ей противоположность – чистый голос актрисы звучит вначале искренне и наивно, а после испуганно, с нотками отчаяния – куда ей до Кармен, которая даже перед угрозой смерти ведет себя вызывающе.

Образ Кармен не вызывает никаких противоречий – голос Ксении Матюхиной звучит уверенно и даже самовлюбленно

Опера вдоль и поперек пронизана страстью – начиная от бравурных нот, написанных когда-то Бизе, заканчивая красно-черными костюмами главных героев, созданными костюмерами. На сцене красный цвет присутствует в нарядах каждого из персонажей. И даже когда Хозе убивает главную героиню, пара красных ламп окрашивает сцену в алый – цвет крови Кармен.

Несмотря на то, что в классическом определении опера – это исключительно синтез слов и музыки, в рязанской постановке нашлось место и танцам. Какая же «Кармен» без хабанеры – популярного в Испании жгучего танца, родившегося на Кубе. Пару раз можно было услышать обычные разговоры, а в самые напряженные моменты – даже крик. Возможно, режиссер решил, что одним лишь вокалом не передать всю бурю эмоций, которые переживают главные герои.

Впрочем, главное место досталось именно вокальному исполнению. Если зритель мог усомниться в словах артистов – песне не поверить было нельзя. Опера помогла собрать знакомую лишь по кусочкам картину воедино, чтобы зрители увидели и услышали во всем цвете и свободолюбивую Кармен, и обезумевшего от любви Хозе, и смелого тореадора Эскамильо.

{{GALL}}