Романтики с больших раскопок
22 июня в Рязанском кремле начался новый полевой археологический сезон. По этому поводу в рязанской студии «Маяка» побывали руководители этой работы

22 июня в Рязанском кремле начался новый полевой археологический сезон. По этому поводу 23 июня в рязанской студии «Маяка» побывали руководители этой работы: заведующий отделом археологии Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Василий Судаков и начальник Переяславль-Рязанской археологической экспедиции, доктор исторических наук, старший научный сотрудник института археологии РАН Владимир Завьялов.

Программа «Маяк – время местное», которую ведет главный редактор RZN.info Николай Матросов, выходит в эфир на частоте 104,5 FM каждые понедельник и среду в 14:05. На Рязанском городском сайте мы представляем вам избранные записи передач.

Мокрый культурный слой (на вопросы отвечает Владимир Завьялов)

Владимир Игоревич, археологическая экспедиция в Рязанском кремле существует с 2004 года. Где ведутся раскопки, на какой территории?

Да, наши работы ведутся с 2004 года. Должен сказать, что экспедиция возникла по инициативе тогдашнего директора музея, Людмилы Дмитриевны Максимовой. Раскапываем мы участок между Певческим корпусом, Гостиницей черни и амбарами.

Это так называемый внутренний дворик?

В древности это называлось житным двором, поэтому мы сейчас приняли название раскопа «житный раскоп».

Почему именно там было решено копать? Какие признаки указывали на то, что там могут быть культурные слои?

Культурный слой покрывает весь вообще кремлевский холм, так что здесь копать можно везде. Но по итогам работ предыдущих лет и моим наблюдениям за шурфами на этой территории было известно, что здесь располагается так называемый «мокрый культурный слой», содержащий большое количество влаги, в котором очень хорошо сохраняются дерево и находки из органических материалов. Поскольку такие находки встречаются нечасто, кроме северных городов (Новгорода, Пскова), то, конечно, стоял вопрос посмотреть, как располагались жилища древних переяславцев, из чего они были сделаны, как проходили мостовые; посмотреть, что был за город во всем его многообразии.

Под органическими материалами вы что имеете в виду – это кости?

Это кость, кожа, ткани, дерево.

Расскажите о самых интересных находках, которые за эти шесть лет были сделаны. Во-первых, ваши предположения о том, что здесь может быть что-то интересное, насколько оправдались?

Оправдались в большой степени, потому что мы вышли на очень интересный участок средневекового города, где проходила улица. Эту улицу мы вскрыли. Она не всегда была мощеной, по всей видимости. Мы уже вскрыли те два настила мостовой, когда улица покрывалась деревом. Эта улица соединяла две главные башни Кремля – Глебовскую и Ипатскую, то есть была проездной улицей, одной из центральных улиц города, и вокруг нее располагались усадьбы, которые мы, в какой-то степени, уже исследовали, проследили.

А вот эти башни, которые вы назвали, они сейчас существуют?

Нет, ни одна башня Кремля не сохранилась.

Это был деревянный Кремль?

Это были деревянные, вероятно, какие-то укрепления на валу. Вал сейчас можно видеть. Глебовская башня находилась примерно на том месте, где сейчас мост, вход в Кремль. Вот здесь находилась Глебовская башня – одна из самых главных башен Кремля. Она всегда была каменной, но до наших дней не сохранилась. А Ипатская башня как раз где-то за Гостиницей черни располагалась и вела на юг.

То есть примерно где-то на берегу Лыбеди?

Да, мост через Лыбедь, и дальше на юг шла дорога.

Это какой век?

Это XVI век и первая половина XVII века.

Кроме этих архитектурных и строительных находок, какие-то бытовые вещи вы нашли, может быть, неожиданные для себя?

Комплекс бытовых находок очень велик: это и посуда, и изделия из железа, и различные инструменты, и украшения древних переяславцев. Кроме того, есть такие вещи, которые принято называть статусными, то есть которые говорят о положении владельца. Причем вещи могут быть как яркие, по которым можно сразу понять, что это вещь значимая, а бывают вещи совершенно невзрачные, но при дальнейшем анализе оказывается, что это очень яркая находка. Например, была найдена костяная печать, которой делали оттиски на воске, вероятно. Естественно, печатью мог владеть только человек, который занимал определенный статус в обществе.

А для чего тогда печати использовались? Для почты?

Нет. Для скрепления документов, для подтверждения, что это подлинный документ, и его дал именно тот человек, который имел на это право. Была также найдена коробочка, в которой такие печати хранились. И ещё была обнаружена совершенно невзрачная находка, которая лежала, пока на нее не обратили внимание специалисты. <…> Принесли мне обычную косточку, к которой был привязан ремешок. Казалось бы, ничего особенного, но когда эту косточку посмотрели специалисты, то оказалось, что она принадлежит ловчей птице, и к лапке этой птицы привязывался ремешок, когда птицу учили или уже выпускали на охоту. То есть в усадьбе жили люди, которые могли заниматься таким вот видом охоты. Естественно, что охотились не ради получения пищи, а ради удовольствия. И оказалось, что это не одна такая находка, у нас было уже несколько таких находок.

Другой случай был уже с железным предметом. Как вы понимаете, многие предметы покрыты коррозией, довольно толстым слоем иногда. И вот в очередной раз, когда мне принесли железный предмет, я первоначально определили его как шило. Но когда предмет был расчищен (кстати, в этом нам очень активно помогает местный житель, который освоил реставрацию археологического материала), то это оказалось писало – инструмент для писания на бересте. То есть в Переяславле-Рязанском тоже использовался такой материал как береста, который мы очень хорошо знаем по раскопкам в Новгороде.

Школьникам тоже платят (на вопросы отвечает Владимир Завьялов)

К нашему разговору есть желающие присоединиться среди наших радиослушателей. Алло, здравствуйте.

Здравствуйте. <…> Я мама школьника. Ему 16 лет. Многие школьники летом просто маются от безделья: работу найти в нашем городе трудно и вообще просто заняться чем-то летом трудно, а вот школьников-подростков вы берете к себе?

Да, конечно, берем. У нас как раз сейчас работают две группы школьников. И 16 лет – это как раз тот возраст, когда уже есть силы работать на раскопках в полную мощь и есть осознание каких-то норм, правил поведения. Так что, конечно, у нас работают такие ребята. <…> Они работают четыре часа в день и в 12:00 уже бывают свободны.

Какую-то оплату получают работающие школьники за это?

Я считаю, что любая работа должна оплачиваться. Конечно, деньги это небольшие, поскольку это экспедиция бюджетная, но, тем не менее, ребята получают какие-то деньги в конце своей работы. Для некоторых это просто первая зарплата в жизни.

Привлекательное место (на вопросы отвечает Василий Судаков)

В этом году начинает работать новая экспедиция, которую тоже создает музей – это Вожская археологическая экспедиция.

Она впервые создается? Раньше ее не было?

Были отдельные исследования, которые проводил Центр охраны памятников. А с этого года будет постоянно действующая экспедиция.

Это место Битвы на Воже?

Да. Это достопамятное место привлекало людей начиная со II тысячелетия до н.э. и до позднего средневековья, XV-XVI веков. Здесь есть прекрасные памятники ранней колонизации славян, то есть здесь расположены следы проникновения славян на территорию нашей области. Здесь сохранились остатки засек, волы, рвы, городки укрепленные. И поэтому это уникальный комплекс, уникальная территория. Мы считаем, что здесь можно говорить об огромном временном отрезке заселения территории славянами, вплоть до позднего средневековья. Сейчас создается экспедиция, которая будет работать каждый год и проводить раскопки в окрестностях Глебова городища и разведки с поиском новых памятников.

Владимир Завьялов и Василий Судаков. На майке Завьялова - «оттиск» той самой костяной печати