Мир — театр, люди — актеры, боги — зрители, чума — сигнал к началу действия

31 октября 2020 11:14

«Царь Эдип. Прозрение» от Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова. 

Мир — театр, люди — актеры, боги — зрители, чума — сигнал к началу действия. На рязанской сцене «Царь Эдип. Прозрение» от Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова. 

Весь спектакль — большая матрешка, где вынесенное в заглавие слово «прозрение» меняет смысл в зависимости от слоя. В мире трагедии Софокла страшное прозрение настигает Эдипа. Это мужественный герой, готовый биться за себя и свой народ, наделенный силой не по праву рождения, а по своей сути.

https://files.rzn.info/userFiles/2020/10/31/1-3.jpg

Оттого и не пугается Эдип известия о том, что он не сын царственных родителей, а подброшенный младенец. Но сила его человеческая, она ничто по сравнению с роком. Лишь в финале пути Эдип прозревает: глупо бороться с волей богов, ловушка захлопнулась лишь потому, что он хотел обмануть судьбу.

В пространстве спектакля прозрение настигает людей, народ. В начале хор покорен каждому слову, он монолитен и безлик. Потом то один, то другой персонаж проявляет себя — но тут же уходит в тень.

Страшно бороться с высшей силой, когда на ее защите книжные стопки-камни, разбросанные по сцене. Книги служат богам и разящим словом античной трагедии бьют человека, посмевшего сопротивляться. 

Однако вершители век за веком наделяют людей божественным даром и сами же с наслаждением цитируют гениев разных эпох. Античность, Средневековье, Серебряный век, современность сменяют друг друга, и постепенно в книги проникает и гуманизм, и мужество, и свободная воля.

Настает момент, когда камни оборачиваются против тех, кто взирает на сцену с возвышения.

В чем-то своем прозреет и зритель. Авторы спектакля ставят себе высокую цель — быть честными, а значит, жестокими. Да, боги свергнуты, но готов ли человек занять их место, стать творцом хотя бы своей судьбы?! Куда он идет и помнит ли о то, что быть живым, а не тряпичной куклой — это и счастье, и ответственность, и чудо?!